Размер шрифта
-
+

Материальные памятники русской культуры в странах Балтии - стр. 33

Икона является неотъемлемой частью старообрядческой, и шире восточнохристианской православной, традиции. Без иконы трудно представить старообрядческий храм и богослужение, дом старовера и его жизнь. В настоящее время в Литве имеются тысячи староверческих икон. В основном это иконы XIX–XX веков. Однако есть немного и более древних работ. Большинство икон принадлежат староверческих общинам. Немалое количество, которое вообще-то трудно поддается учету, находиться у прихожан. Десятки староверческих икон хранятся в государственных музеях Литвы. Например, Художественный музей Литвы в своем собрании имеет около 600 икон (не только староверческих). Еще другие иконы имеются в частных собраниях местных коллекционеров.

К сожалению, в последние десятилетия часть этого богатого наследия местных староверов безвозвратно утрачено. Сотни икон были похищены из храмов, особенно из слабо охраняемых деревенских церквушек. Еще часть икон было продано и вывезено за рубеж. Еще другая часть обветшала и требует неотложной реставрации. А это дорогостоящее удовольствие для относительно небольших староверческих общин.

Какова степень изученности иконописной традиции староверов Литвы? В последние годы появилось немало работ, посвященных иконописным традициям многих старообрядческих центров в России и Беларуси, опубликовано несколько специализированных альбомов, раскрывающих особенности выговской, невьянской, ветковской, сызранской и других школ иконописи и различных коллекций. Однако иконописание в Литве, как и в странах Балтии, до сих пор остается мало изучено (9).

Исследовать историю иконописания Балтии XVIII–XX веках достаточно сложно: нет ни обобщающих работ по данной тематике в регионе, ни исследований по развитию и роли отдельных иконописных центров, ни анализа композиционно-стилистическим особенностям иконописи. Кроме того, далеко не полон список работавших здесь иконописцев, в большинстве случаев не собраны биографические данные и, что особенно важно, не систематизировано творческое наследие отдельных мастеров.

В 2006 году Надежда Морозова и Григорий Поташенко подготовили статью «Старообрядческая иконопись в странах Восточной Балтии и Польше: иконописные центры и мастера» (статья в печати), посвященную истории и современному состоянию старообрядческой иконописи нашего региона. В этой статье впервые делается попытка выделить главные региональные центры иконописания, определить круг мастеров, связанных с этими центрами, и возможное взаимоотношение этих центров. Считаем, что в нашем регионе можно выделить пять более или менее крупных старообрядческих иконописных центров: Рижский, Даугавпилский, Дисненский (10), Причудский (или Резекненско-Причудский) и Вильнюсский. Кроме того, в первой половине XIX веке зафиксированы иконописцы в Польше: в Сувалках, Сейнах, а с 1836 года на Мазурах активно работал иконописец Василь Самулов (Самуелов (Василий Самойлов? 1787–1861), поставлявший иконы во все вновь открывавшиеся на польских землях моленные. Отдельные иконописцы жили и работали в других местах.

Страница 33