Материальные памятники русской культуры в странах Балтии - стр. 34
Итак, Вильнюс является одним из важных центров староверческого иконописания ХХ веке А во второй половине прошлого столетия был ведущим центром иконописания в балтийском регионе, каким он остается видимо, и до настоящего времени.
Достоверные сведения о появления иконописания в Вильнюсе относятся к началу ХХ веке и связаны с именем Федора Романовича Романова (1870? – около 1951). К сожалению, подписные иконы Ф. Романова пока не обнаружены, поэтому его работы нельзя вычленить из общего иконографического материала.
Перелазская старообрядческая церковь
В 1929 году, на смену Ф. Романову, Вильнюсская старообрядческая община пригласила Ивана Ипатьевича Михайлова (1893–1993) «на постоянное жительство в г. Вильно как необходимого и единственного специалиста-иконописца на территории Польши для исполнения работ по иконописи» (11). Он родился в д. Пенты (Дисненский уезд Виленской губернии; ныне северо-западная Беларусь), с 12 лет начал обучаться иконописи у родного дяди Ивана Васильевича Михайлова. В 1911 году И. Михайлов начал писать иконы самостоятельно, а в 1912 году выполнил первый заказ. В Вильнюсе он продолжил свое творчество, во многом сохраняя и развивая традиции воспитавшего его Дисненского центра. И. Михайлов живо интересовался творчеством Г. Фролова и П. Софронова, что не могло не отразиться на его собственной работе.
И. Михайлов прожил он в Вильнюсе 64 года и написал огромное количество икон для староверов и частных коллекционеров Литвы, Латвии, Белоруссии, России, а также США, Франции, Греции и других стран. Его иконами украшены иконостас и притвор Вильнюсского старообрядческого храма и многих других молитвенных домов Литвы. После окончания Второй мировой войны И. И. Михайлов по приглашению наставника I Д(Н)СО Д. Д. Михайлова, несколько лет работал в Даугавпилсе и написал ряд икон для иконостаса Новостроенского храма и иконописное навершие на переплет первопечатного Апостола Ивана Федорова (1564). Среди написанных Михайловым икон – образ свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, образы протопопа Аввакума, епископа Павла Коломенского и Андрея Денисова.
Иконам письма И. Михайлова характерна традиционная иконография и графическая сдержанность. Поля, как правило, коричневого цвета, фон написан чаще темно-охристый, иногда – зеленый. Мастер практически никогда не подписывал свои работы, но они легко узнаваемы, напр., по ликам, характерным складкам одежды и стилю надписаний. Сохранился богатый архив И. Михайлова, который он унаследовал от своего дяди и учителя И. В. Михайлова и, видимо, других иконописцев, работавших в Дисненском центре. За советом и консультациями к И. Михайлову постоянно обращались многие художники и иконописцы. Он оставил после себя не только большое количество икон, но и нескольких учеников; самые талантливые из них Г. Г. Яковлев (Вильнюс) и Н. В. Портнов (Даугавпилс) в настоящее время активно занимающихся иконописью и продолжающих традиции иконописания в балтийском регионе (12). В настоящее время в Вильнюсе иконы пишет еще одни ученик И. Михайлова Лаврентий Федорович Коваленко (1953), который в основном придерживается михайловской манеры.