Материальные памятники русской культуры в странах Балтии - стр. 32
Итак, лишь малая часть староверческих храмов Литвы в настоящее время являются памятники культуры Литвы, находящимися под охранной государства. Почти треть этих храмов не действуют и находятся в разной степени опасности, а значит, требуют незамедлительных мер по их защите от разрушения или полного уничтожения. Это, конечно, задача, прежде всего местных староверческих общин совместно с Высшим Советом ДПЦ Литвы, которые должны были бы обеспечить сохранность храмов (их зданий). Насущный вопрос также и в том, чтобы сами староверы позаботились о включении этих храмов в регистр памятников культуры Литвы, что общими усилиями могло бы обеспечить их лучшую сохранность.
Архитектурные особенности староверческих храмов Литвы и истории храмовых зданий до настоящего времени почти не изучались. Исключением, возможно, являются два храма крупных городских общин – Вильнюсской и Каунасской (5).
Иконы
Иконы – эта еще одна ценнейшая часть культурного, в этом случае движимого, наследия русских староверов Литвы. Известно, что с начала XX в. икона является важным символом русской культуры. В 1916 года в своих известных очерках о русской иконе Евгений Трубецкой писал:
«Совершившееся на наших глазах открытие иконы – одно из самых крупных и вместе с тем – одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. Приходиться говорить именно об открытие, так до самого последнего времени в иконе все оставалось скрытым от нашего взора. И линии, и краски, и в особенности духовный смысл этого единственного в мире искусства» (6).
Однако менее известно то, что староверам принадлежит особая роль в сохранении и развитии традиции поздней, XVIII–XIX веках, русской иконописи в России и за рубежом. В XIX и отчасти в XX вв. староверы считались лучшими знатоками и ценителями старой русской иконописи. Веруя в духовное предназначение иконы, они до наших дней сохранили уважение к иконе и канонической традиции иконописи. Напомню, что знаменитая Государственная Третьяковская галерея в Москве была создана на основе коллекции и дара староверов Павла (1832–1898) и Сергея (1834–1892) Третьяковых, представителей богатого купеческого рода.
Свои традиции иконописания существуют и у староверов Литвы и, шире, в странах Балтии и Польше, где он проживают еще с середины XVII в. Самыми известными иконописцами в XIX–XX вв. здесь были Причудские староверы Гавриил Фролов (1854–1930) и Пимен Софронов (1898–1973) [7], а также житель Вильнюса Иван Михайлов (1893–1993). После Октябрьского переворота в России, начались невиданные гонения на Церковь, когда закрывались и уничтожались и иконописные центры. В то время как 20-30-е годы XX века староверы в странах Балтии и Польше беспрепятственно развивали свою традицию иконописи. Поэтому иконопись местных староверов впервые получила европейское признание, прежде всего, потому что сама была высокого художественного уровня, пользовалось особым вниманием со стороны «великой» русской эмиграции, христиан и любителей искусства в Европе. Недаром в 1939 году именно старовер Пимен Софронов из Эстонии был приглашен на всемирную выставку христианского искусства в Ватикане, где он написал иконы для православного иконостаса. Он единственный церковный художник XX веке, который был награжден высшими орденами как Западной, так и Восточной Церкви, приняв награды из рук папы Римского и Константинопольского патриарха. Его иконы и фрески, написанные по заказам короля Греции и Югославии, папы Римского и бельгийских францисканцев, староверов Эстонии, Латвии и США, украшают десятки городов мира (8).