Материальные памятники русской культуры в странах Балтии - стр. 21
С 80-х годов 19 века и до начала первой мировой войны – всего около 35 лет – ведет свое короткое летоисчисление новый стиль модерн; в Германии и в Северной Европе (как и в Латвии) его называют югенд-стиль. Стиль этот наиболее полно впитал в себя все достижения и открытия европейской архитектуры. Именно межкультурным связям обязан модерн своему быстрому и широкому распространению по всему европейскому континенту. Трудно назвать страну и вид искусства, где бы он не проявил себя во всем многообразии и блеске.
Что же вызвало к жизни стиль модерн? По крайней мере, три причины его вывели на арену европейской архитектуры:
а) обострение общественных противоречий;
б) технический и промышленный прогресс;
в) развитие философии, эстетики, науки, литературы.
а) Обострение общественных противоречий. Разделение общества на богатые, средние и бедные слои, привело к тому, что в модерне была сильна не только позиция богачей, для которых создавались роскошные дворцы и произведения прикладного искусства (люстры, мебель, посуда, ювелирные изделия), но художественном соревновании между различными слоями общества не отставала и демократическая позиция. Она проявила себя в многочисленных журналах для широкой публики, которые стали издаваться уже в 90–е годы XIX века и пропагандировали идеи и искусство модерна широкой публике: «Жёлтая книга» и журнал «Конёк» («Hobby Horse») – в Англии, еженедельники «Симплициссимус», «Югенд», (давший затем название всему стилю) и «Остров» – в Германии, журнал «Сецессион» – в Австрии, журнал «группы двадцати» – «Современное искусство» – в Бельгии. Объединения художников и журналы «Мир искусства», «Аполлон», «Зодчий» (его получали и в Риге), «Архитектурный музей», «Архитектурные мотивы» и многие другие появились и в России, а художники и поэты того времени стали властителями дум так называемого «серебряного века». Через иронию и гротеск плаката, через рекламу новых произведений прикладного искусства и архитектурных сооружений в этих изданиях прокладывалась дорога для модерна в широкие народные массы. Это и привнесло в искусство модерна демократическую струю. Соревнование художника и потребителя стало присуще модерну и, заодно, открыло проблематику “массовой культуры”, становясь типичным для искусства конца XIX века, а затем и всего XX–го века.
б) Под влиянием научно-технического и промышленный прогресса в условиях буржуазного общества окончательно складывается тот тип культуры, который мыслители рубежа веков (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.) связывали с понятием «цивилизация». Духовная энергия в цивилизации, по мнению этих философов, распыляется в массовом стереотипе, часто с трагическими последствиями (бездуховностью) для судеб искусства. Как обратная реакция этому и возникает неоромантизм модерна – стремление его теоретиков Д. Рёскина и У. Морриса интенсифицировать духовную культуру.