Материальные памятники русской культуры в странах Балтии - стр. 22
Новый романтизм проявился в атмосфере страха перед ростом индустрии, властью машины и стандарта. В архитектуре и прикладном искусстве это проявилось в использовании природных форм: изогнутые линии орхидеи, лилии, ириса в живописи и в прикладном искусстве, орнаменте и кривой линии в балконах, аркадах – в архитектуре и мебели. Впервые Европа увидела такие линии в панно, которыми Д. Уистлер оформил “Павлинью комнату” (1877). Фигуры гигантских птиц, несколько раз повторяющиеся в композиции комнаты, стали знаком стиля, как и лебедь, тюльпан, морская волна, прядь женских волос в противоположность надвигающемуся рационализму техницизма.
в) Развитие философии, литературы, науки дали мощный заряд идей для искусства модерна. На него повлияла новейшая философия Ф. Ницше и А. Бергсона. Ницше проповедовал в искусстве борьбу двух начал: буйного (дионисийского) и гармоничного (аполлоновского) начала, а А. Бергсон – «жизненный поток, творческую эволюцию художника, которую можно познать только интуицией. Вот почему в картинах мастеров того времени так много «Хороводов», «Вакханалий», видений. Примером служат картины П. Гогена («Видение после проповеди»), А. Бёклина («Остров мёртвых»), хороводы русского художника В. Э.
Борисова-Мусатова. Отсюда истоки экстазов, стихий земли и воды, наличие мифических существ – симбиозов: полулюди-полузвери, полуживотные-полурастения видны и у русских художников модерна, причем буйное начало преобладает. В этом буйстве жизнь и искусство неподвластны разуму, их можно постичь только интуицией – вот яркое выражение интуитивистской философии А. Бергсона. Полотна М. Врубеля – «Принцесса Грёза», «Демон сидящий», «Царевна Лебедь» – яркое тому подтверждение. Через фантастические образы модерн стремился восстановить органическую связь личности и природы.
Рассудочному и рациональному мышлению противопоставляется интуитивное и эмоциональное, привнесенное романтическим ощущением, инженерной мысли – эстетизм художников – вот чем обернулось эмоциональное проявление философских и литературных идей в модерне.
Во что же вылилась эмоциональность стиля модерн? В культ красоты. Красота превратилась во всеобщую, глобальную категорию, в предмет всеобщего поклонения и обожествления: «Красота – вот наша религия» – говорил М. Врубель.
В этих условиях красота и искусство наделялись способностью преобразовать жизнь по некоторому эстетическому образцу на началах всеобщей гармонии, мыслились как двигатели общественного прогресса. Через единство эмоционального и рационального гармония рождалась в голове художника, который считал себя демиургом (творцом) красоты: именно из эстетики О. Уайльда культ красоты осеняет все искусство модерна.