Размер шрифта
-
+

Материальные памятники русской культуры в странах Балтии - стр. 20

В здании рижского городского Художественного музея (1905, ул. Вальдемара, 10а) чувствуется всё тот же историзм рижской эклектики. Строивший музей немецкий архитектор Вильгельм Нейман (1849–1919) довольно изящно соединил ордерную систему классицизма с барочным оформлением центрального портала, а интерьеры созданы в духе нового стиля – модерн.


Здание Второго (русского) городского театра.


Исторически подобная композиция портала проистекает из луковичного окончания ризалитов парижской Большой оперы (арх. Ш. Гарнье, 1875), центрального ризалита Люксембургского дворца в Париже (арх. С.де Брос, 1621) и купола Парижской Высшей военной школы (арх. Ж.-А. Габриель, 1773).

Сходные архитектурные параллели здания рижского Художественного музея можно найти в здании Музея изящных искусств в Гамбурге (Германия, 1869, арх. Х. Хюде и Т. Ширрмахер), в здании венского Музея естественной истории (1891, арх. Г. Земпер).

Из других заимствований можно отметить: входная лестница Художественного музея берёт начало от знаменитой лестницы Скала реджа (Королевской) в Ватикане (арх. Л. Бернини, 1667). Так в одном рижском здании немецкого архитектора ХХ века соединились французский классицизм и итальянский стиль барокко.

Одним из последних сооружений эклектики в Риге можно считать Здание Второго (русского) городского театра (теперь Латвийский Государственный Академический театр драмы на бульваре Кронвальда, 2, в 1902 году созданное немецким архитектором А. Рейнбергом). В здании используются барочные формы, очень модные в строительстве европейских театров конца 19- начала 20-го веков: два ризалита ограничивают фасад в виде итальянской лоджии в два этажа, вытянутой в длину здания. Нижний этаж рустован, двери и окна обоих этажей арочного типа, декорированы пилястрами коринфского ордера. Фасад и балюстрады обильно украшены скульптурой в духе барокко. Ложность данной стилизации в том, что от стиля барокко взяты чисто внешние черты, но ни сдвинутых плоскостей, ни разорванных карнизов, ни «изливающихся» стен, говорящих о текучести жизни, в здании не существует.

Театральные здания подобного типа с арочными галереями, закругленными углами, обильно украшенные скульптурой были построены в Европе задолго до Второго городского театра в Риге. Достаточно назвать Королевский театр в Копенгагене (1894, арх. В. Дальруп), Мариинский театр в Петербурге (1860, арх. В. А. Шретер, Россия), оперный театр в Одессе (1883, арх. Х. Фельнер и Ф. Хельмер, Россия), оперный театр в Руане (1845, арх. Ш. Миллардер, Франция), оперный театр во Франкфурте на Майне (1880, арх. Р. Лука, Германия). Так, только в одном здании театра в рижской архитектуре середины 19 – начала 20 века переплетаются и взаимопроникают друг в друга стилистические направления Дании, России, Франции, Германии.

Страница 20