Размер шрифта
-
+

Мастера иконописи и фрески - стр. 27

Мастер Франке

(работал в первой половине XV века)

Мастер Франке был одним из самых оригинальных представителей немецкой готики. В его работах сочетаются элементы, характерные для книжной миниатюры и позднеготической живописи (золотые фоны, плоскостное построение, условность форм). В то же время произведения Франке говорят о стремлении трактовать религиозные сюжеты как интимно-бытовые сцены.


Немецкий живописец, известный как мастер Франке, работал в Гамбурге около 1410–1425 годов. О его жизни сохранилось мало сведений. Франке был доминиканским монахом, и потому его имя не упоминается ни в одном из муниципальных списков. Вероятно, родился он в 1380-е годы.

Известно, что до 1420 года Франке написал для церкви в Мюнстере два панно, представляющих Богоматерь и Иоанна Крестителя (не сохранились). В 1424 художник начал работу над созданием алтаря для церкви Святого Иоанна в Гамбурге. По стилю этого алтаря, сохранившемуся в прекрасном виде, исследователи смогли определить и другие произведения Франке.

В дальнейшем о художнике узнали в балтийских государствах. В 1429 году мастер выполнил алтарную композицию по заказу братства черноголовых в Ревеле (Эстонии). До наших дней она не сохранилась.

Творческое наследие Франке включает две картины с одинаковыми названиями «Мученик» (1420, Музей изобразительных искусств, Лейпциг; около 1435–1440, Кунстхалле, Гамбург) и два алтаря. Первый, алтарь Святого Фомы (1424), сохранился лишь частично. От него осталось «Распятие», находившееся в центральной части, и двойные створки, изображавшие четыре сцены Страстей, две сцены детства Христа и две сцены из жизни святого Фомы Кентерберийского.



Мастер Франке. «Христос в терновом венце». Фрагмент алтаря Святого Фомы, 1424 год



Мастер Франке. «Поклонение волхвов». Фрагмент алтаря Святого Фомы, 1424 год


Алтарь Святой Варвары (около 1430–1435, Национальный музей, Хельсинки) был создан для храма ганзейского порта Або (ныне Турку) в Финляндии. Он состоял из скульптурной композиции, сделанной, скорее всего, в мастерской Франка по его рисункам, и двух створок, на которых изображалось восемь сцен из жизни святой Варвары.

В первом алтаре ощущается стремление мастера выразить собственную точку зрения на евангельские сюжеты, во втором заметно влияние французской миниатюры. Интерес к простым формам и сокращенному пространству сближает это произведение Франке с искусством знаменитых французских миниатюристов братьев Лимбург.

Посетив Вестфалию, художник внимательно изучил алтарь церкви в Вильдунгене, выполненный Конрадом из Зёста. Именно из этого произведения Франке и позаимствовал композицию своего «Распятия». О Вильдунгенском алтаре напоминают типы лиц, жесты и движения персонажей, складки одежды. Более ранний алтарь Святого Фомы показывает, что во время его создания художник еще не обладал достаточными анатомическими сведениями и не владел в нужной степени приемами передачи пространства. В дальнейшем он усовершенствовал свое мастерство. В алтаре Святой Варвары и в гамбургском «Мученике» более весомыми и осязаемыми стали складки одежд персонажей, фигуры приобрели пластическую убедительность, а пейзаж развернулся в глубь пространства. Таким образом, можно утверждать, что творчество Франке, отойдя от поздней готики, значительно приблизилось к новому реализму.

Страница 27