Мастера иконописи и фрески - стр. 26
Завершить работу над иконой художник не успел, вместо него это сделал младший брат, Якопо ди Чоне. Живописцем был и другой брат мастера, Нардо ди Чоне, умерший еще в 1366 году.
Джентиле да Фабриано
(около 1370–1427)
Джентиле да Фабриано на протяжении всей жизни пользовался всеобщим почетом. Даже появление Мазаччо, не менее талантливого мастера, не лишило художника авторитета. Итальянцы почитали его с середины XV столетия. Например, гуманист Б. Фацио, давая жизнеописания великих современников, из художников выделил только двоих: Пизанелло и Джентиле да Фабриано.
Джентиле да Фабриано – итальянский живописец, один из крупнейших мастеров итальянской готики. Он родился в городе Фабриано, от которого и произошло его прозвище. Его настоящее имя – Джентиле ди Николо Массио.
На формирование художественной манеры Джентиле да Фабриано оказали влияние малоизвестные художники периода поздней готики, работавшие на территории Северной Италии. Начинающий художник впитал популярные в то время живописные традиции и переосмыслил их. До наших дней сохранились не все работы мастера. В основном известны его картины и алтарные образы. Джентиле де Фабриано создавал и росписи в Венеции, Брешии и Риме, но практически все они погибли. Наиболее выдающимися из ранних его работ считаются «Мадонна со святыми Николаем, Маргаритой и донатором» (около 1395, Государственные музеи, Берлин) и полиптих из Валле Ромита (около 1400, Брера, Милан). Их персонажами являются спокойные, сдержанные и миловидные женщины и мужчины. Фигуры мастер намечал широкими, плавными, лаконичными линиями.
Джентиле да Фабриано. «Поклонение волхвов», 1423 год, Уффици, Флоренция
На протяжении следующего десятилетия мастер исполнил картины «Мадонна с младенцем и ангелами» (около 1415, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Мадонна с младенцем» (около 1420, Национальный музей Сан-Матео, Пиза).
Талант мастера наиболее ярко проявился в произведении «Поклонение волхвов» (1423, Уффици, Флоренция). Этот алтарь Джентиле да Фабриано заказал гуманист Палла Строцци для украшения своей капеллы флорентийской церкви Санта-Тринита. Алтарь состоит из главной картины и трех пределл. Судя по произведению, которое удалось исполнить художнику, Строцци был богачом. Человек, стесненный в средствах, не смог бы предоставить художнику такое количество дорогостоящих материалов, например синий пигмент, изготовляемый из ляпис-лазури, а также золотые листы.
Художник изобразил один из эпизодов Евангелия: поклонение восточных волхвов новорожденному Иисусу. В левой части композиции мастер показал Марию в темно-синем плаще, держащую на руках младенца. Рядом с ней стоит Иосиф, за которым видны корова и осел: напоминание о том, что волхвы обнаружили Марию, Иосифа и младенца в хлеву. Три мудреца в богатых парчовых одеяниях, украшенных золотом, только что приблизились к ним. Один из них – старик с седой головой, опустившись на колени, целует ноги будущего Спасителя. Второй волхв, мужчина среднего возраста, преклонив колено, собирается передать Марии дар, третий – молодой юноша, ожидает своей очереди.