Массаж болевых точек - стр. 1
© ООО Издательство «Питер», 2014
Болевые точки: оружие или панацея
Рассказ о болевых точках организма и лечебном воздействии на них, по моему мнению, нужно начать, как ни странно, с «секретных» видов восточных единоборств. Впрочем, что в этом странного? Посвящение в высшие даны карате, таэквондо, ушу, иных школ и направлений предполагает получение знаний о биологически активных точках и методах воздействия на них. Только вот такие знания применялись не ради лечения, а для достижения скорой и безусловной победы. Однако мы знаем, что в старину слово «зелье», например, означало и «яд», и «лекарство». Так и здесь: с помощью этих поистине важнейших знаний можно и убивать, и лечить.
В наше время, когда информация распространяется, подобно эпидемии чумы в Средние века, ничего сверхсекретного в знании болевых точек не осталось. Конечно, никто из мастеров не покажет вам подлинные «точки смерти», но об активных точках, нажатие на которые может вызвать ту или иную реакцию, рассказывается в любом пособии по точечному массажу или по акупунктуре (иглоукалыванию).
В медицине punctum dolorosum (лат.) – это точка на теле, надавливание на которую вызывает боль. Принятое в среде апологетов восточных видов единоборств учение о биологически активных точках носит японское наименование дзю-дзюцу либо китайское чжень-цзю.
Вообще восточные философии, являющиеся краеугольным камнем и медицины, и боевых искусств, проповедуют постулат о единстве человека и Вселенной, что позволяет человеку аккумулировать в организме энергию Космоса. Далее от чисто умозрительных заключений мастера переходят к конкретике и учат, что космическая энергия протекает по строго обозначенным каналам, локализованным от трех источников: высшего, ментального, направляющего работу мозга; среднего, отвечающего за физические функции организма; низшего, определяющего взаимоотношения с землей и живой природой. Это значит, что освоение системы регулирования этой энергии через воздействие на энергетические точки считается не просто способом лечения, но и сакральным действом, призванным усилить единство Человека, Неба и Земли.
Как свидетельствуют источники, первые сведения о точках воздействия на организм человека появились в Китае и Индии, затем в Японии. На санскрите, языке древней Индии, жизненно важные точки назывались «мармы». О них говорится в Аюрведе, древнеиндийской системе оздоровления. Там же, в Индии, некоторые болевые точки применялись в древнеиндийских боевых искусствах, о которых до нас дошла только отрывочная информация.
Китайская наука об иглоукалывании (акупунктуре) продвинулась значительно дальше индийской. Впрочем, это не является неоспоримым фактом, поскольку о древнеиндийской культуре до нас дошло значительно меньше сведений, чем о культуре Китая. Индия много веков была ареной кровавых схваток за богатейший полуостров, и в огне битв исторические источники гибли безвозвратно. Зато китайские ученые, благодаря тому что Китай остался в общем монокультурным и целостным государством, развили и углубили знания об энергиях, питающих нас и циркулирующих по нашему телу, – так называемых энергетических меридианах. Соответственно, сложилась наука о точках, их составляющих. Современная наука, впрочем, отталкивается в своих представлениях о точечном массаже не столько от энергетической составляющей, сколько от физиологической – например, решения с помощью массажа болевых зон проблем кровообращения и т. д. Однако истина состоит в том, что точка боли, то есть точка, воздействие на которую наиболее болезненно, чаще всего совпадает с той или иной биологически активной точкой, указанной в древних восточных трактатах. Так что понятия «биологически активная точка» и «болевая точка» в какой-то степени можно объединить.
Неудивительно, что знание о возможностях негативного влияния на жизненно важные точки – серьезное оружие, быстро ставшее достоянием военных, мастеров рукопашного боя. Кроме того, и в Китае, и позднее в Японии боевое искусство часто шагало рука об руку с медициной. Существовавшая тогда система обучения «Мастер (сэнсэй) – ученик» позволяла передавать знание предмета устно и сохранять его в тайне.