Размер шрифта
-
+

Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям - стр. 3

(Ис. 1, 3). Неверие разрушает человеческое благополучие, не только частное и семейное, но и общественное. Вера, как и всякая добродетель, подлежит искушениям: не искусивыйся неискусен (ср. Рим. 5, 3–5), как говорит Святое Писание; враг нашего спасения попущением Божиим тщится поколебать в нас веру, но мы должны отражать его нападения усердною к Богу молитвою – так поучал Господь святых апостолов, когда у них оскудевала вера.

Души, чуждые веры в Бога Творца своего, святые отцы именуют мертвыми. Так говорит св. Каллист: «Мнози мертвыя имут души, в живом теле, аки во гробе, погребенны». «Внемлите, – восклицает св. Дмитрий Ростовский, – яко тело грешного человека живым гробом души мертвой нарече».

Усердная молитва, частая и сердечная исповедь и причащение Святых Христовых Таин, любовь к ближним, смирение, удаление от знакомств и бесед с развращенными людьми, а особенно с неверующими, – вот надежнейшие средства к сохранению и утверждению веры.

Молись Богу, – поучает святитель Тихон, – чтобы Он подал тебе истинную живую веру, береги веру более, нежели живот свой, ибо и живот свой должны мы за веру положить.

Должно нам не только право веровать, но и знать, какая именно вера богоприятнейшая. В этом, как и во всем, будем искать руководства в слове Божием: апостол Фома уверовал в Воскресение Христово тогда только, когда осязал язвы Спасителя, но Господь сказал ему: «Ты видел и уверовал, но те более достойны похвалы, которые, не видевши, веруют» (см. Ин. 21, 29). Если верим тому, что видим, то это уже не есть вера. Истинная вера есть уверенность в невидимом как бы в видимом и в ожидаемом как бы в настоящем (см. Евр. 11, 1): так, не видим мы Бога, но веруем, что Он есть, не видим мы будущего блаженства, уготованного праведным, и вечных мук, ожидающих грешных, но веруем, что они есть, – такая вера есть истинная, богоугодная.

Совершенная вера состоит в полной преданности воле Божией, как о сем упоминается в Святом Евангелии: иже аще речет горе сей, двигнися, и верзися в море: и не размыслит в сердце своем, но веру имет, яко еже глаголет, бывает: будет ему, еже аще речет (Мк. 11, 23). Таковая вера есть великий дар Божий, ниспосылаемый преимущественно сердцам простым и незлобивым: утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем. Ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою (Мф. 11, 25–26). Такую веру имели мученики, когда шли в огонь, и он не опалял их, ввергаемы были в море, и оно неврежденными извергало их, выводимы были на съедение кровожадным зверям, и они с кротостью лизали их ноги. Такова сила веры, побеждающая естественные законы!

Страница 3