Размер шрифта
-
+

Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям - стр. 19

(1 Пет. 4, 8), а без нее ни посты, ни молитвы и ничто не угодно Богу; святой апостол Павел говорит о сем так: Аще языки человеческими глаголю и ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся, и весь разум: и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь. И аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть (1 Кор. 13, 1–3).

Сколь приятна Богу взаимная наша любовь, это видно из многих евангельских изречений: О сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою (Ин. 13, 35). Любяй брата своего во свете пребывает, и соблазна в нем несть: а ненавидяй брата своего во тьме есть, и во тьме ходит, и не весть камо идет, яко тьма ослепи очи ему (1 Ин. 2, 10–11), а о человеконенавистниках святой евангелист произнес сии страшные слова: Всяк ненавидяй брата своего человекоубица есть (1 Ин. 3, 15).

При происшедшей ссоре с кем-либо всеми мерами должно стараться о скорейшем примирении, памятуя слово апостольское: солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4, 26). Надежнейшее средство к достижению примирения – смирение и к Богу усердная молитва, коею отгоняется от враждующих дух злобы. Сила молитвы и смирения столь велика, что ей как бы невольно покоряется враждующий и примиряется с ближним, даже самые злобные враги сим побеждаются. Если будем благодушно прощать обидящим нас, то и нам простит Господь согрешения наши, как ежедневно повторяем мы в молитве Господней: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. Господь явил нам образ совершенного незлобия в молитве за распинателей Своих, и мы, подражая сему, должны искренно молить Бога о ненавидящих и обидящих нас, хотя вначале таковая молитва бывает очень трудна, но впоследствии она делается утешительною; при всем том должны извинять им, стараться оправдать их, относя это более к свойственной человеку немощи, должны искать примирения с ними, чрез посредство своих услуг оказывая им добро, внимая божественному апостольскому учению: Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 12, 21). Не дивно, когда виновный ищет примирения, но то достохвально и Богу приятно, когда оскорбленный первый тщится о сем, на таковом сбывается слово евангельское: Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся (Мф. 5, 9).

Когда видим больного, то не упрекаем его, а состраждем ему, желаем облегчения, даем добрые советы – так должно поступать в отношении и душевно больных, одержимых раздражительностью или какою иною немощию, не должно за оскорбление оскорблением платить им, а снисходить им, сожалеть о них как о немощных, тогда взаимно и нам в наших немощах будут то же оказывать, и таким образом исполнится на нас слово апостольское:

Страница 19