Манефон. Хронология древнего Египта - стр. 15
«Науруз» – иранский праздник, знаменующий наступление весеннего равноденствия. В день весеннего равноденствия (21 марта) начинаемся по иранскому календарю новый год. Осеннее равноденствие (21 сентября) отмечалось другим праздником, носившим название «Михрган». Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни: «Памятники минувших поколений. Как рассказывает Абу-Бекр-ас-Сули в «Книге листков» и описывает Хамза ибн аль-Хасан-аль-Исфахани в своем трактате о ходячих стихах, посвященных Наурузу и Михриджану …. Однажды аль-Мутаваккиль (847—61г.) объезжал одно из своих охотничьих угодий и увидел посевы, которые еще не созрели и не были убраны. Аль-Мутаваккиль сказал: «Убейд-Аллах ибн Яхья просил у меня разрешения открыть сбор хараджа, а я вижу, посевы еще зеленые. Как же люди внесут харадж?» И ему ответили: «Это нанесло людям ущерб. Они делают долги, берут деньги вперед и выселяются из родных мест; их жалобы и обиды многочисленны».
Аль-Мутаваккиль спросил: «Это введено в дни моего правления или так было всегда?» – и ему было сказано: «Нет, дело идет так, как установили цари персов, которые требовали харадж в дни Науруза. Это послужило образцом для царей арабов», Аль-Мутаваккиль велел привести мобеда и сказал ему: «Разговоры об этом умножились, и я не преступлю обычаев персов. Почему это персы так рано открывали сбор хараджа с крестьян, хотя они благодетельствовали и заботились о нем? Почему они разрешили требовать подати в такое время, когда хлеба и посевы еще не созрели?».
Геродот полагает, что додекархия установилась в Египте после свержения эфиопского господства: «египтяне разделили весь Египет на 12 частей и поставили 12 царей». Из летописей Асархаддона и Ашшурбанипала известно, что ассирийцы оставили в Египте 20 мелких царьков, каждый из которых правил городом или номом, естественно, под контролем ассирийской военной и чиновничьей администрации. Встречаются имена царя Таниса Петубастиса, царя Пер-Сопда Пакрура, царя Сиута Джедхора, царя Атрибиса Буккунаннипи, царя Ни Мантиманхе, царя Цину Шаррулудари, царя Гераклеополя Нахке, царя Мендеса Пуйама. Такое же положение отмечается и для более раннего времени.
И мобед ответил: «Хотя и начинали с Науруза, но харадж поступал только тогда, когда хлеба созревают». – Как же это так? – спросил аль-Мутаваккиль, и мобед разъяснил ему, какие у персов года, какова их продолжительность и их нужно дополнять. Потом он осведомил, что персы дополняли года, а когда пришел ислам, это было отменено, и люди стали терпеть ущерб. Тогда дихканы, во времена Хишама ибн Абд-аль-Ме-лика (724—43г.), собрались у Халида ибн Абд-Аллаха-аль-Касри, изложили обстоятельства этого дела и попросили его отодвинуть Науруз на один месяц, но Халид отказался.…