Манефон. Хронология древнего Египта - стр. 16
Когда наступили дни царствования ар-Рашида (786—809г.), дихканы собрались у Яхьи ибн Халида ибн Бармака и попросили, ело отодвинуть Науруз месяца на два. Яхья решил так сделать, и тогда его враги стали говорить об этом и сказали: «Он привержен к религии магов». И Яхья отказался, и дело осталось в прежнем положении.
Аль-Мутаваккиль призвал Ибрахима ибн аль-Аббаса-ас-Сули и приказал ему сделать с Наурузом так, как говорил мобед: исчислить дни и неизменное правило, а потом написать от имени аль-Мутаваккиля письмо во все области государства, что Науруз отодвигается. И вышло решение отодвинуть Науруз до 17 Хазирана. Ас-Сули все это сделал, и письма были разосланы на горизонты в Мухарраме 243 года (857г.). Аль-Мутавакхиля убили, и ему не удалось то, что он задумал.
Когда халифом стал аль-Мутадид (892—902г.) и отобрал области страны от тех, кто завладел ими, он получил досуг, чтобы заняться делами подданных. Важнейшим из них, по его мнению, было завершение вопроса о високосных годах.
Аль-Мутадид сделал то же, что и аль-Мутаваккиль, и отодвинул Науруз, но только он посмотрел на это с иной стороны. А именно, аль-Мутаваккиль взял промежуток между своим годом и первым годом царствования Ездигерда, а аль-Мутадид – период между своим годом и тем, когда прекратилась власть персов после гибели Ездигерда. Он или те, кто занимался за него этим делом, думали, что персы перестали дополнить годы именно с того времени. Оказалось, что этот промежуток равен 243 годам, а четвертые доли дня составляют шестьдесят дней с дробью.
Аль-Мутадид прибавил эти дни к Наурузу в тот год и перенес Науруз на последний из них. В тот год это был первый день месяца Хурдад-Мах, среда, что соответствует одиннадцатому дню Хазирана. Потом аль-Мутадид установил Науруз по месяцам румов, чтобы месяцы его года дополнялись тогда же, когда румы дополняют свои месяцы.…
Хотя для того, чтобы это вычислить, было проявлено внимания, Науруз все же не вернулся к тому, что было при владычестве персов, когда годы дополнялись. Дело в том, что персы перестали дополнять год примерно за семьдесят лет до гибели Ездигерда. Во времена Ездигерда, сына Шапура, они добавляли к году два месяца.…
Если вычесть из лет, между царствованием Ездигерда, сына Шапура, и Ездигерда, сына Шахриара, сто двадцать лет, то останется – приблизительно, но не точно – семьдесят лет, ибо системы летосчисления персов очень неустойчивы. Доля вставных четвертей дня за эти семьдесят лет составляет приблизительно семнадцать дней. Поэтому, чтобы Науруз пришелся на 28 Хазирана, следовало бы, в грубом приближении, отодвинуть его не на шестьдесят дней, а на семьдесят семь. Однако человек, который занимался этим делом, думал, что способ дополнения года, применяемый персами, походит на тот, который применяли румы, и сосчитал дни от прекращения персидского владычества».