Размер шрифта
-
+

Любящая доброта простыми словами. Практика метты - стр. 14

Наставления о внимательности – одно из важнейших учений Будды. Со дня достижения просветления и до того дня, когда он покинул своё тело в возрасте восьмидесяти лет, Будда делал акцент на внимательности практически во всех своих учениях. Читая в «Наставлениях о любящей доброте», что Будда находил практику метты равной практике внимательности, мы понимаем, как высоко он ценил метту. Внимательность необходима: она обнаруживает и поддерживает любящую доброту. И всё же одной внимательности недостаточно. Без любящей доброты наша практика внимательности никогда не увенчается успехом и не разрушит нашего напряжённого ощущения «я». Однако внимательность является необходимой основой для развития любящей доброты. Они всегда развиваются вместе.

Мысли любящей доброты не дают алчности, ненависти и заблуждениям овладеть нами. Мы молимся о том, чтобы все существа жили в мире и гармонии.

3. Усиление

Спортсмены-олимпийцы упорно тренируются – иногда с самого детства. Мы должны практиковать любящую доброту с такой же сосредоточенной преданностью своему делу. Чем больше мы практикуем, тем более устойчивым будет спокойствие нашего ума. Мы питаем свои тела лучшей едой, которая нам доступна – подобно этому мы можем питать свои умы меттой. Чем больше мы практикуем любящую доброту, тем более искусно мы способны направлять её во вселенную всем живым существам и тем больше становятся её сила и воздействие.

По мере роста ваша любящая доброта стабилизируется; вы можете обнаружить, что даже когда кто-то очень вами огорчён, вы способны сохранять самообладание. Вы можете оставаться спокойными и хладнокровными, если практикуете метту. Если ваш ум полностью заряжен любящей добротой, вы можете помочь рассерженному человеку со спокойствием и умиротворением. Вы видите, как страдает человек от своего гнева. Если ваш ответ на его поведение спокоен и расслаблен, человек вскоре тоже успокоится. Это придёт к вам естественно.

4. Колесница

Палийское слово «яна», которое переводится как «колесница», используется для обозначения способов практики или школ. Если применить этот образ, использованный Буддой, можно рассматривать метту как средство передвижения, как колесницу, на которой вы путешествуете по жизни, встречая всех живых существ. В «Наставлениях о двух видах мысли» («Дведхавитакка-сутта») Будда подчёркивает: всё, что мы повторяем в своём уме, становится привычкой. Когда метта достигает уровня привычки или рефлекса, мы можем рассчитывать, что она принесёт нам мир и счастье. Что бы мы ни делали: стояли, сидели, говорили или работали, наш ум каждое мгновение наполнен любящей добротой. Нам больше не нужно прилагать усилий для её развития. Она просто присутствует – всегда – как всеохватная здоровая привычка, не дающая нам действовать реактивно и в испуге занимать оборонительную позицию.

Страница 14