Любовь – причина всех благ. По творениям святителя Иоанна Златоуста - стр. 1
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012
Предисловие
На протяжении всей истории бытия Xристианской Церкви святыми отцами постоянно изучалась и постигалась опытным путем основная заповедь Господа Иисуса Христа: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13: 34). Данная заповедь стала краеугольным камнем всего учения нашего Спасителя, а также явилась неотъемлемой частью заповеди о необходимости любви к Своему Творцу: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! (Мк. 12: 30) Таким образом, святые отцы Православия всегда старались возгревать в себе именно чувство любви к Богу, Его творению и особенно к человеку, как венцу Божиего творения.
Одним из святых отцов, который много говорил и писал о христианской любви, является святитель Иоанн Златоуст. Он поистине явил собою кладезь христианской мудрости, что выразилось в огромном количестве его слов, поучений, проповедей и различных богословских работ, дошедших до наших дней. Св. Иоанн Златоуст, будучи епископом Константинополя, постоянно наставлял свою паству по всем христианским вопросам. Что касается темы христианского понимания любви, то и по данному вопросу святитель Иоанн Златоуст оставил нам немало своих размышлений и поучений. Рассуждая о христианской любви, святитель охватывает все возможные стороны проявления данного чувства и дает нам разъяснения, как себя необходимо вести в той или иной ситуации. Так, например, размышляя о любви Господа к нам, св. Иоанн пишет: «Примечай человеколюбие Господа, как Он никого не презирает, но раб ли то или рабыня, над всеми являет Свое промышление, взирая не на различие званий, а на расположение души». Св. Иоанн Златоуст, как и все православные отцы, всегда напоминал своей пастве о безмерной любви Господа к Своему творению. Писал он также и о необходимости нашей любви к Богу, как о естественном чувстве, испытываемом творением к своему Творцу: Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня (Ин. 14: 24). Значит, кто не слушает этих слов, тот не Меня только не любит, но и Отца. Если доказательством любви служит повиновение заповедям, а заповеди от Отца, то, очевидно, кто повинуется им, тот уже любит не Сына только, но и Отца». В другом месте: «Признательный раб должен благодарить своего Господа не тогда только, когда наслаждается беспечальною жизнью, но показывать тоже благодушие и в неприятных обстоятельствах». Но, говоря о христианской любви, святитель всегда напоминал и о том, что каждый верующий должен стяжать это чувство в своем сердце и душе: «Если ты без сострадания и милосердия будешь проходить мимо брата, то, может быть, когда сам падешь, другой точно так же пройдет мимо тебя. Если же ты не хочешь быть оставленным без внимания, когда бы случилось тебе пасть, то и сам не пренебрегай падшими, но оказывай им всякую любовь, и почитай за величайшее благо возможность спасти брата. Ни в чем не может быть столько добродетели, как в этом деле». Таким образом, сей великий вселенский учитель явился одним из столпов православного подвижничества и оставил для всех своих потомков неистощимый запас христианской мудрости, в т. ч. и в раскрытии учения о христианской любви.
Данная книга представляет собой сборник изречений святителя Иоанна Златоуста о христианской любви и ее различных проявлениях. Она, как мы искренне надеемся, будет интересна и полезна православным современникам.
Сергей Милов
Господь расположен к милости
Блаженный Давид, живший в городе, управлявши царством и обремененный бесчисленными заботами, был объят любовью Христовою сильнее живших в пустынях. (1, с. 135.)
Если возведешь очи горе, то Спаситель и ныне поборет пламень и ввергнувших тебя в огонь сожжет, а тебе среди пещи пошлет облако и росу, и дух шумящ (Дан. 3: 50), так что огонь не коснется ни помыслов твоих, ни совести; только ты сам не сожигай себя. (1, с. 78–79.)