Летопись жизни и служения святителя Филарета (Дроздова). Т. VI. 1851–1858 гг. - стр. 42
15 декабря. «Владыка литургисал в Крестовой и приобщал певчих, Анну Ксеноф[онтовну] (матушка не говела – больна) и прочих всех 60 человек – из нового потира» (О. Вениамин. С. 298).
16 декабря. «Владыка литургисал в Крестовой» (О. Вениамин. С. 298).
20 декабря. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Препровождаю к Вам, Отец Наместник, крест с частицами св. мощей (первая надпись: в[елико]м[ученицы] Евфимии), которым Преосвященный Августин[33] благословил, по рождении, Николая Дмитриевича Лухманова и который сей желает положить в Гефсиманский скит. Исполните волю вкладчика» (Письма преподобному Антонию. Ч. 2. С. 189. № 845).
22 декабря. Поздравление обер-прокурора Св. Синода графа Н. А. Протасова с праздником Рождества Христова: «Долго, почти непрерывно, продолжающаяся простуда головы причиняет медленность в некоторых занятиях моих, сколько сильно чувствую потребность к спешности, сколько могу, постараюсь понудить себя. Московской церкви св. Василия Кесарийского староста, по случаю представленного в Св. Синод плана распространения сей церкви, просит меня довести до сведения Вашего Святейшества сии слова: “Не дайте старику умереть, не окончив сего дела”, – т. е. он просит, чтобы по возможности не замедлилось решение» (Мнения. 1905. С. 162. № 90).
23 декабря. «Владыка совершал литургию и отпевал тело раба Божия Василия – сына Алексея Ивановича Лобкова» (О. Вениамин. С. 298).
Письмо сестре Агриппине Михайловне: «Поздравляю Вас, Сестрица, с наступающим праздником» (Письма. 1882. С. 408. № 511).
24 декабря. «Владыка литургисал в Крестовой и приобщал Павлову. За всенощной выходил владыка на величание» (О. Вениамин. С. 298).
• Резолюция об увещании крестьян, уклонившихся в раскол: «Священнику Смирнову, который иногда сверх обязанности искал, чтобы сделать полезное, поставить во внимание, что настоящее дело представляет ему случай употребить свои познания и усердие самым благопотребным образом, чтобы принести пользу душам, и чтобы не ответствовать за утрату их для Церкви» (ДЧ. 1890. Ч. 3. № 12. С. 463).
25 декабря. «Литургисал и молебствовал владыка в Чудове монастыре» (О. Вениамин. С. 298).
29 декабря. Письмо наместнику Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «К Преподобному Отцу нашему Сергию путешествует и Вам сии строки представит можайский мещанин, по афонскому наречению монах Иессей. К сему путешествию расположил его я; а Вас прошу споспешествовать по возможности, чтобы сие было к пользе души его и к благоустроению жития его. Он с малолетства имел расположение к безмолвию; жил в лесу, проходил подвиг молчания; был в Иерусалиме и в Афоне, где принял пострижение, получив совет пустынножительствовать, и предложив от себя условие, чтобы ему не возбранено было возвратиться в Россию. Он живет недалеко от Можайска, в лесу: помещик ему благоприятствует. Хочет он приписаться к Иосифову монастырю, но жить на прежнем месте и, хотя не теперь, но по времени, принимать к себе желающих. Помещик помышляет строить тут церковь. Они думают, что тут со временем будет пустынь. О церкви я сказал помещику, что строить ее в лесу, без определенного назначения, не согласно с правилами. К пустынножительству Иессей, приметно, имеет навык; но недоуменным представляется то, что не видно, чтобы он подчинял свои расположения духовному рассуждению другого, и что он располагается не просто пустынножительствовать, но с ранними видами на будущее. Посему я советовал ему, чтобы он в бытность свою в Лавре вошел с Вами в откровенное сношение и испытал свой путь рассуждением, которое при предстательстве Преподобного Сергия Бог Вам дарует» (Письма преподобному Антонию. С. 189. № 846).