Размер шрифта
-
+

Лаврский архимандрит Кирилл - стр. 16

. Подобный же ответ был дан Ерму и старицею, представлявшею собою Церковь, когда на вопрос его: «Госпожа, почему башня построена на водах», – она ответила: «Башня строится на водах потому, что жизнь ваша чрез воду спасена и спасется»[86], то есть чрез Таинство Крещения.

Об этой же благодатной стороне Таинства Крещения и Миропомазания говорит в своей Первой Апологии и святой Иустин Мученик, прозванный Философом. Он первый положил начало научному раскрытию истин христианской веры. Святой Иустин, по сравнению с мужами апостольскими, в своих творениях дает более подробное учение о Таинстве Крещения, как и вообще о всех Таинствах. Вынужденный разными церковными обстоятельствами, затрагивавшими вопрос о Крещении, святой Иустин раскрывает этот вопрос более обстоятельно и с наибольшей полнотой. Он касается как видимой, так и невидимой, благодатной стороны Таинства Крещения. Так, например, он говорит: «Кто убедится и поверит, что это учение наше и слова наши истинны, и обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся. Потом приводятся они нами туда, где есть вода, и они возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, то есть омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого… Та к как мы не знаем первого своего рождения, и по необходимости родились из влажного семени чрез взаимное совокупление родителей, и выросли в худых нравах и дурном образе жизни, то чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но стать чадами свободы и знания и чтобы получить нам отпущение прежних грехов, – в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога»[87]. Климент Александрийский, касаясь Таинства Крещения и Миропомазания и, в частности, рассматриваемой нами благодатной стороны этого Таинства – оставления грехов, в своем сочинении «Педагог» говорит: «Как сон отрясшие со своих веждей тотчас становятся душевно-бодрствующими или, лучше сказать, как те, кои силятся прояснить свое ослабляемое подтеком зрение, помогают глазу не привлечением в оный света отвне, а удаляют препятствие из глаза, освобождая таким образом глазной зрачок, подобно этому и мы при помощи Духа Святого, омывши в Крещении подернутый туманом и закрытый тьмою греха глаз своего духа, после того имеем оный чистым, здравым и светлым»[88].

Еще более рельефно о благодатном действии Таинства Крещения Климент говорит в последующем рассуждении. Указав на значение Крещения в деле благодатного просвещения внутреннего существа человека, он далее рассуждает о грехах и пороках, связанных с неведением, которые разрешаются и омываются в водах купели. Он говорит: «Оковы эти быстро разбиваются верою человека и Божественною благодатию, которая в Крещении в Логоса, как бы чрез какую пэонийскую траву, от грехов нас исцеляет. Все наши грехи в Крещении омываются, и тотчас же мы перестаем ходить путями зла»

Страница 16