Лаврский архимандрит Кирилл - стр. 15
Что же касается Крещения во имя Пресвятой Троицы, с произнесением слов: «Крещается раб Божий… во имя Отца… И Сына… И Святаго Духа», – то древняя Церковь всегда строго соблюдала эту формулу, заповеданную ей Самим Спасителем (см.: Мф. 28, 19). Свидетельство об этом находится у святого Иустина, слова которого уже приведены выше.
Святой Киприан в Послании к Юбаяну говорит: «Господь, посылая учеников Своих по воскресении, наставил и научил их, как должно крестить, говоря: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (ср.: Мф. 28, 18–19). Он указывает на Троицу, во имя Которой должны креститься все народы»[83].
3. Учение древней Церкви о невидимой стороне Таинства Крещения
Как известно, действие благодати Божией на крещаемого состоит в оправдании или очищении его от грехов – как от первородного, так и от всех личных, содеянных им до Крещения. На отпущение грехов при Крещении, как благодатный плод Таинства Крещения, и указывают в своих творениях отцы разбираемого периода.
Так, святой апостол Варнава в Послании говорит: «Так как Господь обновил нас отпущением грехов, то дал нам новый образ, так что мы имеем младенческую душу, как воссозданные духовно». Здесь святой апостол Варнава Крещение называет обновлением чрез отпущение грехов ((άνακαινισας εν τη αμαρτιών άφεσει), воссозданием (άναπλάσσεσθαι).
В другом месте своего Послания, где святой апостол Варнава говорит, что Крещение было предуказано еще в Ветхом Завете, он пишет: «Исследуем теперь, угодно ли было Господу предварительно открыть о воде благодатной и о кресте. Относительно воды написано к народу израильскому, как он не примет того Крещения, которое доставляет отпущение грехов (а учредит для себя иные), ибо мы сходим в воду, полные грехов и нечистоты, а восходим из нее с приобретением – со страхом в сердце и с надеждою на Иисуса в духе»[84].
Относительно этой стороны Таинства Крещения имеется указание и в «Пастыре» святого Ерма, хотя описывается и в символической форме. Так, например, на вопрос Ерма к пастырю: «Почему для строящейся башни (то есть Церкви) камни извлекались из водной глубины», – пастырь-Ангел ответил ему следующее: «Им было необходимо пройти чрез воду, чтобы оживотвориться; не могли они иначе войти в Царство Божие, как отложивши мертвость прежней жизни… Ибо человек до принятия имени Сына Божия мертв, но, как скоро примет эту печать, он отлагает мертвость и воспринимает жизнь. Печать же эта есть вода, в нее сходят люди мертвыми, а выходят из нее живыми. Поэтому им и проповедана эта печать и они воспользовались ею, чтобы войти в Царство Божие»