Размер шрифта
-
+

Лаврский архимандрит Кирилл - стр. 18

.

Аналогичная мысль содержится в Послании святого Киприана к Магну[93].

В приведенных разбираемых местах открывается, что святые отцы смотрели на Крещение водою как на такое благодатное Таинство, которое обладает силою очищения от всех грехов. Раскрывая далее свое учение о Таинстве Крещения, святые отцы называли это Таинство просвещением, потому что оно просвещает внутреннее существо крещающегося светом Божественного ведения и разумения. Так, например, святой Иустин, продолжая рассуждать о Крещении, говорит: «А омовение это называется просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это. И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого… омывается просвещаемый»[94].

Климент же Александрийский в своем учении о Таинствах вообще и, в частности, о Крещении и Миропомазании касается главным образом вопроса благодатного воздействия Таинств на ум и сердце в деле нравственного совершенства христианина. Он в своем сочинении «Педагог», опровергая некоторые ложные мнения относительно плодов Таинства Крещения, писал: «Возродившись, мы тотчас же получили совершенное (τελεων), ради которого мы и поспешали, ибо мы просветились; а это значит познать Бога. Посему не есть несовершенный тот, кто познал совершенное»[95].

Указывая далее на Спасителя, Который и без Крещения был совершенным, однако же крестился, чтобы дать нам Самого Себя в образец, Климент говорит: «Это самое происходит и с нами, для которых Господь был образцом. Крещаясь, мы просвещаемся; просвещаясь, усыновляемся; усыновляясь, совершенствуемся; совершенствуясь, делаемся бессмертными. Многими словами называется это – "даром, просвещением, совершенством, банею". Банею потому, что чрез нее мы омываем грехи, даром потому, что чрез него оставляются наказания, следующие за грехи. Просвещением потому, что чрез него созерцается тот святой, спасительный свет, то есть чрез него мы получаем острое зрение (для созерцания) Божественного»[96].

Занимаясь далее анализом веры, которая, если только она полная и совершенная, не может чего-либо не доставать христианину, Климент говорит: «Где вера, там обетование, исполнение же обетования есть успокоение; так что в просвещении – ведение (γνώσις), предел же ведения – успокоение… Благодатное действие просвещения состоит, следовательно, в том, что мы оставляем по омовении прежние нравы»[97].

В других местах творений отцов Церкви разбираемого периода также указывается на оправдывающее и освящающее действие благодати Крещения как на совершенное обновление, воссоздание или возрождение природы падшего человека.

Страница 18