Лабиринты Таро. Том I. Мажорные арканы - стр. 8
Но когда же шедевры изобразительного искусства становятся ещё и системой обучения? Где-то в то же время между 1420-ми и 1450-ми создаются неизвестными итальянскими мастерами гравюры на меди, которые не имеют ничего общего с играми. Они создавались в образовательных целях для знатных детей. Эти гравюры стали называть Тарокки Мантеньи (tarocchi di Mantegna), по имени ранее предполагаемого автора, но теперь довольно спорного, и представляли собой гуманистическую модель космоса эпохи Возрождения, отражали сферы деятельности человека, представления об античной мифологии, идеологию и социальную структуру своего времени. Гравюры не были Таро в прямом смысле этого слова и состояли из 50 гравюр, разбитых на 5 декад [9]:
1. Архетипическое социальное состояние человечества;
2. Девять Муз и Аполлон;
3. Свободные искусства;
4. Главные добродетели;
5. Небесные сферы.
На создание этих гравюр большое влияние оказывали неоплатоники и герметические течения, в них описывалось архетипическое устройство мира от внешнего Космоса до внутреннего мира человека. Нам интересны они тем, что как минимум 14 гравюр имеют сильное сходство со Старшими арканами Таро. Сложно доподлинно сказать оказали ли гравюры влияние на Тарокки, которые в последствии были подарены и на свадьбу Сфорца и Висконти, но возможно именно так в обычные игральные карты попадает зерно философских постулатов.
За другим, более популярным видением, нам придётся отправиться в 18 век. Тогда французский писатель, богослов и оккультист Антуан Кур де Жебелен в своём 8 томе энциклопедии «Первобытный мир» [10] выдвинул довольно популярную впоследствии версию об египетских корнях Таро. Но не просто к мамлюкам средневекового Египта, а гораздо дальше, в глубь веков. Согласно его версии, Таро является священной книгой, созданной одной из древнейших тайных египетских мистических организаций, объединившей последователей культа Асар-хапи (более известного под греческим именем Сераписа, которое буквально переводится как «гробница быка»). Предположительно, книга являла собой набор иероглифических табличек (или же сборник отдельных папирусов) и содержала бессмертное учение Тота – Писца богов, Мастера всех наук и искусств, Знатока всех ремёсел, Хранителя Книги Жизни и автора знаменитой Изумрудной скрижали (он же Гермес Трисмегист, «Трижды Величайший»). Эти идеи проникли и в классические теперь для нас школы, в Таро Райдера-Уэйта и «Таро Тота» Алистера Кроули.
Именно с тех пор, в век развития оккультных теорий и трактатов (19–20 века), возникло наибольшее количество трудов по мистическому значению Таро, в сюжетах ищутся философские идеи и пути духовного просвещения, открытия скрытых знаний. Тогда же появляется слово «аркан» для обозначения карт Таро. Изначально карты не назывались «арканами», для этого использовали слова «козырь» или «триумф». Лишь в 19 веке, впервые, слово «аркан» стал использовать французский оккультист и таролог Жан-Батист Питуа, известный как Поль Кристиан [11]. По одной из версий это название было взято от латинского arcanum – скрытое, тайное. В таком случае арканы Таро – это скрытые знания, и каждая карта является тайной.