Размер шрифта
-
+

Кувейт. Мозаика времен - стр. 78

Рассказывают, что именно из-за надругательств над шиитами некий дервиш ‘Усман из Мосула и убил – ударом кинжала, в мечети Турайф, во время пятничной молитвы – эмира ‘Абд ал-‘Азиза (1803). Известно, что в ходе налета ваххабитов на Кербелу (1802) и учиненного там ими тотального грабежа погибла семья этого дервиша.

Доходные, как их характеризовали кувейтцы, торговые дела с шиитами-персами, крупная колония которых проживала и в самом Кувейте, равно как и их деловые отношения с оптовиками-персами в Басре и Багдаде, определяли и отношение Кувейта к шиитам в целом – благородное и добропорядочное.

Служа убежищем для племен, уходивших из своих земель из-за насилий, чинимых ваххабитами, эмиры Кувейта и Бахрейна, правители двух уделов племени бану ‘утуб в Восточной Аравии, вызывали раздражение у вождей ваххабитов, и не оставляли им никакого другого выбора, как «силой меча подвести бану ‘утуб под свою власть».

Изначально враждебную настроенность ваххабитов против бану ‘утуб Кувейта и Бахрейна определяло само учение ваххабитов, призывавшее своих последователей вести бескомпромиссные войны со всеми теми, «в уделах которых бытуют ширк и бида’». Иными словами, с теми, в землях которых, помимо мусульман, проживают еще и христиане, и иудеи, и огнепоклонники, «люди нечистые», признающие других богов, кроме Аллаха, где бытует религиозный плюрализм и свобода вероисповеданий, где широко практикуются в повседневной жизни разного рода новшества и нововведения, не освященные Кораном, а значит – «недозволенные». Бахрейн, к слову, ваххабиты вообще объявили «землей ширк» и «уделом рафидитов», как они называли шиитов.

Враждебные настроения и алчные аппетиты ваххабитов в отношении колен племени бану ‘утуб в Кувейте и на Бахрейне подпитывали богатства их городов, накопленные от морской и караванной торговли. Объявив членов племени бану ‘утуб муширкинами, приверженцами ширка, ваххабиты вывели их имущество из-под защиты закона и сделали его своей потенциальной добычей. Богатства же крупных семейно-родовых кланов племени бану ‘утуб, Ибн Ризка, к примеру, или Бакра Лу’лу, составлявших, по выражению ваххабитов, «основу процветания уделов ширка», – именовали добычей, подлежащей изъятию в первую очередь[158].

Следует отметить, что совместных действий по отражению набегов ваххабитов со стороны уделов бану ‘утуб в Кувейте, Зубаре и на Бахрейне не наблюдалось. Причиной тому, как справедливо пишет Абу Хакима, – расположенность их на значительном расстоянии друг от друга. Это не позволяло им вовремя сгруппироваться и прийти на помощь, когда кто-либо из них в ней нуждался. Мешали тому и высокая маневренность, и мобильность

Страница 78