Размер шрифта
-
+

Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 28

Для древнеегипетской культуры в переживании пространства было присуще тяготение к изображению плоскостей, а доминирующей была горизонталь. Классическая античность предпочитала уравновешенность горизонтальных и вертикальных направлений, ей была свойственна объемность, телесность, вещность. Скульптурность, а не плоскостность – характерная черта античного восприятия пространства.

Для европейского Средневековья свойственно доминирование вертикали в восприятии пространства. Готический собор как связь земного и небесного, телесного и духовного, как устремленность к высшему духовному миру выражает эту особенность средневековой культуры. Для культуры Возрождения характерна «разомкнутость» в восприятии пространства. Мир распахнулся перед человеком в результате великих географических открытий, торговли. В ренессансном искусстве XV в. появляется прямая перспектива в отличие от обратной перспективы средневекового религиозного искусства. Вплоть до Нового времени пространственный измеритель преобладал в культуре. С XVIII в. пространственные характеристики уступают место временным определениям.

Внутри культуры формируются пространства ее отдельных видов, например пространство основных элементов культурной коммуникации: производства, распределения и потребления ценностей культуры; пространство народной и специализированной, профессиональной культур; пространство материальной и духовной культуры, пространства вертикальных, сквозных сечений культуры (политической, эстетической, экологической). Если материальная культура локализуется в нескольких сферах: материального производства, услуг, быта, физического развития человека, то духовная культура не имеет жесткой локализации и «разлита» по всему социальному пространству.

Субкультуры. Субкультура в культурологии определяется как целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, лексикой, кодексом поведения. В отличие от контркультуры, которой присуще стремление вытеснить доминирующую культуру, субкультуры в известной мере автономны и не претендуют на то, чтобы заместить собой доминирующую культуру. Методологически важно в определении субкультуры соотнести ее с определенной точкой отсчета, тем «центром», по отношению к которому данная культура является субкультурой.

Субкультуры – это историческое явление, возникающее в культуре в связи с развитием общества. Социально однородное первобытное общество порождает гомогенный (однородный) тип культуры, единый для всех членов общества. Общество гетерогенное (разнородное) формирует различные субкультуры в целостном культурном пространстве.

Страница 28