Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 29
В классическом представлении культура выступает как своеобразная пирамида, вертикаль, иерархия ценностей, обязательных для всех. Все, что не вписывается в такие рамки, является субкультурой. В XVIII–XIX вв. роль центра перешла к национальным культурам. По отношению к ним культуры региональные, этнографические, локальные, культуры разных классов и общественных групп стали трактоваться как субкультуры. К примеру, афроамериканская культура в США, культуры отдельных германских земель, молодежные, женские культуры, культура третьего возраста стали называться субкультурами.
Дальнейшее развитие, усложнение и дифференциация общества приводят к возникновению множества субкультур, которые можно классифицировать по различным основаниям:
• по возрасту (молодежная, детская, субкультура пожилых и т. д.);
• поселенческому признаку (городская, сельская и т. д.);
• профессиональному признаку (воинская, врачебная и т. д.);
• классовому признаку (крестьянская, пролетарская, буржуазная, дворянская и т. д.);
• месту в социальной структуре (маргинальная, криминальная, этническая и т. д.).
В ХХ в. под воздействием крушения империй термин «культура» стал использоваться во множественном числе. В документах ЮНЕСКО культуры различных больших и малых народов объявлены равноправными. Поэтому в настоящее время субкультуры определяют уже по отношению не к национальной культуре, а к глобальной массовой культуре, объединяющей людей общими текстами, мелодиями, общеизвестными произведениями, культурными стереотипами и учреждениями. По отношению к этой глобальной культуре все остальные культурные общности и являются субкультурами.
Субкультуры вступают с массовой культурой в сложные и противоречивые взаимодействия. Массовая культура черпает в субкультурах новые элементы – то, что способно пользоваться большим коммерческим успехом. Сами субкультуры склонны отгораживаться друг от друга и от массовой культуры. Национальные культуры становятся субкультурами по отношению к наднациональным образованиям, например, европейская культура по отношению к русской, немецкой, французской и к планетарной культуре.
Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями – интеграции и диверсификации. Интеграция привела к формированию массовой культуры, стремящейся стать глобальной, рассчитанной на все население Земли, независимо от пола, возраста, вероисповедания. Диверсификация приводит к возрастанию многообразия конкретных культурных сообществ. Развитие средств коммуникации дает возможность представителям различных культурных общностей находить друг друга и сообща формировать свои виртуальные, транслокальные сообщества. Каждый человек, имеющий доступ к информационным технологиям, сам формирует свое представление о реальности, свою идентификацию.