Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 27
Культура в социальном пространстве. Культура, как и любое общественное явление, существует и развивается в социальном пространстве. Социальное пространство – это многомерное пространство социальных процессов, социальных отношений, социальных практик, социальных позиций и социальных полей, функционально взаимосвязанных между собой. В культурологии оно рассматривается как высшая и наиболее сложная форма организации объективных социальных процессов, взятых с точки зрения их протяженности и сосуществования. Социальное пространство не только является неким «вместилищем» социальных процессов. Оно неразрывно связано с процессами и результатами человеческой деятельности, которая и формирует во многом это пространство. В итоге меняется смысл объективности социального пространства, поскольку оно погружено в мир человека, приобретая семиотические характеристики, становясь интерсубъективным пространством социального взаимодействия.
В самом общем виде социальным пространством называют ту часть поверхности Земли и околоземного пространства, на которой разворачивается деятельность людей. Это «обжитое» пространство именуют второй природой, ойкуменой. Данные термины подчеркивают возделанность этого пространства, преображенность его культурой в отличие от пространства неосвоенного, естественного. Социальное пространство подчинено закономерности «расширение – сжатие». Расширение обжитого социального пространства одновременно сопровождается его «сжатием» в связи с развитием современных средств сообщения и коммуникации.
Любое пространство культуры – это часть социального пространства, хотя не всякое социальное пространство есть пространство культуры. Пространству культуры присущи определенные черты: оно оказывает влияние на развитие человека; оно формируется культурной деятельностью людей, то есть деятельностью по производству, распространению и потреблению ценностей культуры; оно имеет знаково-символическую природу и представлено в определенных картинах мира того или иного исторического типа культуры.
Все это прослеживается в истории мировой культуры. Так, для древнейшей эпохи культуры было свойственно резкое разделение пространства освоенной ойкумены и лежащего за ее пределами необъятного неосвоенного пространства, которое вселяло ужас. Миф населял это пространство чудовищами, враждебными человеку. В мифологическом пространстве появляется представление о делении мира по вертикали и горизонтали, возникает образ мирового древа. Характерен также культ священных гор как узлов культуры.