Размер шрифта
-
+

Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 23

При ценностном подходе культура определяется как процесс и результат создания, освоения, функционирования и передачи последующим поколениям материальных и духовных ценностей. Сущность культуры здесь выражает гуманизм, всемерное культивирование общечеловеческих ценностей в интеллектуальных, этических и эстетических сферах общества, то есть служение истине, добру и красоте. В структуре культуры в этом случае выделяют два элемента – материальные и духовные ценности.

В информационно-семиотическом подходе культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми специальных знаковых средств. С точки зрения этого подхода сущностью культуры является то, что она выступает особым типом информационного процесса, «надбиологической» формой хранения и передачи информации. Культура включает в себя мир артефактов, то есть искусственно созданных вещей, способов действия, выработанных идей, самого человека культурного; мир смыслов: знания, ценности, регулятивы (нормы, обычаи, традиции и др.); мир знаков: естественные и искусственные языки, язык изобразительных искусств, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, военная атрибутика и т. п.

Еще более широкая трактовка культуры дается в культурантропологическом подходе. Культура рассматривается здесь в трех аспектах: 1) как способ социокультурной деятельности человека в различных сферах жизнедеятельности (экономической, политической, художественной, религиозной, технико-промышленной и т. п.); 2) как технология деятельности и ее результат; 3) как степень развития личности. При этом личность выступает как объект культурного воздействия, как субъект культурного творчества, а также как носитель и выразитель культурных ценностей.

Сущность культуры в этом подходе усматривается в двойственности ее феноменов, имеющих природно-культурный характер. Структура культуры дифференцируется по вертикали и по горизонтали. В ней выделяются два уровня: специализированный и обыденный. К первому относятся экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная культура и средства ее трансляции (сфера образования, средства массовой информации, музеи, библиотеки, театры и т. п.). К обыденному уровню культуры относятся домашнее хозяйствование, нравы и обычаи, мораль, здравый смысл, практические технологии и обыденная эстетика.

В последнее время широкое признание получил системный подход к анализу сущности культуры. Культура в нем рассматривается как саморазвивающаяся система, то есть как

Страница 23