Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 22
17. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1989.
18. Тойнби А. Исследование истории: Пер. с англ.: В 2 т. – М.: АСТ, 2009.
19. Тонконогов А. В. Духовная безопасность современного российского общества: Монография. – М., 2009.
20. Фрейд З. Недовольство культурой. – Харьков: Фолио, 2013.
21. Шпенглер О. Закат Европы: Пер. с нем.: В 2 т. – М.: Мысль, 1998.
22. Элиот Т. С. К определению понятия культуры: заметки: Пер. с англ. Е. М. Жиглевич. – 1968.
23. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы: Пер. с нем. – СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 1994.
Глава 2. Феномен культуры
Культура – очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных явлений общественной жизни. Многообразие культурных явлений и процессов, их сложное переплетение с другими сторонами жизни людей затрудняет определение сущности культуры. В настоящее время существует множество определений, подчеркивающих те или иные стороны этого феномена.
2.1. Культура и ее сущность
Различные определения сущности культуры отражают те или иные ее сущностные характеристики. Поэтому можно говорить о различных подходах к определению сущности культуры: деятельностном, ценностном, информационно-семиотическом, культурантропологическом, системном и т. п.
В деятельностном подходе культура определяется как человеческая деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Этот подход стремится к пониманию самой глубинной сущности культуры: созидающая человеческая деятельность лежит в основе всех явлений культуры. Однако в реализации деятельностного подхода к пониманию сущности культуры наблюдается множество вариантов, которые различаются по акцентам на той или иной стороне деятельности. Одни исследователи делают акцент на способе человеческой деятельности, ее технологическом контексте (В. Давидович, З. Файнбург, Г. Драч); другие выдвигают на первый план совокупность надбиологических качеств и программ человеческой жизнедеятельности (Э. Маркарян, В. Степин); третьи – творческую деятельность, «направленную на поиск сакрального смысла бытия» (П. Гуревич); четвертые – ценности человеческой деятельности (Н. Злобин, Г. Выжлецов, М. Ешич, Б. Ерасов); пятые рассматривают информационно-знаковую деятельность (А. Кармин) и т. д. В рамках деятельностного подхода имеет место плюрализм, который позволяет соединить разные характеристики культуры.