Размер шрифта
-
+

Культурология. Учебник для военных вузов - стр. 25

, а смысл выражается в идеале. Следовательно, идеал представляет собой элементарную аксиологическую универсалию культуры. Культура же может быть определена как идеалообразующая деятельность человека.

Понятие культуры предполагает, таким образом, рассмотрение специфики человеческого отношения к миру. Культура и есть способ человеческого мироотношения. При этом может быть два вида мироотношения. Во-первых, непосредственная включенность в мир, носящая биологический характер. Во-вторых, опосредованная включенность в мир – опосредованная словом, жестом, ритуалом, символом. В этом смысле культура отличается от не-культуры тем, что носитель культуры обязательно соотносится с любым объектом и с собой только посредством идеала. В таких феноменах культуры, как искусство, религия, нравственность, чрезвычайно значимо эмоционально-чувственное отношение, переживание идеала. Таким образом человек соотносит себя с миром. Но, чтобы реальность предстала перед ним миром культуры, она должна приобрести смысл, который задается миру человеком. Вещи мира должны быть «названы» человеком, соотнесены с его потребностями, надеждами.

Человек конструирует мир, создает его, постигает смысл, наделяет смыслом, и только через создание, конструирование мир может стать «своим», понятным, освоенным. Культура, следовательно, имеет тройственную сущность, обладает тройственным бытием. Первый «лик» культуры – это уникальная человеческая способность «строить мир», способность миростроения, выраженная в категориях «духовность», «ментальность», «жизненный мир». Второй «лик» культуры есть культура как отношение к миру, рассматриваемая как знаково-символическая деятельность человека. Третий «лик» культуры проявляется как человеческая реальность мира, как «дом» для человека, сверхчувственный смысл мира вещей, явлений, событий, поведения человека. Работа культуры есть в этой связи раскрытие сверхчувственного содержания предметов, человеческих поступков. Поэтому часто используется понимание культуры как «второй природы», возникшей благодаря деятельности человека.

В наши дни получило распространение определение культуры как способности человека придавать смысл своим действиям. При подобном понимании оказывается, что любой человек культурен в той мере, в какой он освоил и способен выразить культуру своего сообщества.

Подводя итог сказанному, определим культуру как совокупность материальных, духовных и художественных продуктов человеческой деятельности, а также способов их создания, обозначения, сохранения, освоения, распространения и передачи из поколения в поколение

Страница 25