Размер шрифта
-
+

Культурология - стр. 5

Теория культуры не может исключить или обойти стороной этнографический материал, при этом она должна обладать прогностическим характером для описания эволюции культур, их взаимоотношений и развития. Культурная антропология выявила серьезные проблемы теории культуры, связанные со взаимоотношениями различных типов культур, аккультурацией (подчинение, попадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.

Культурная антропология – одно из важнейших направлений культурологических исследований, часть системы знаний о человеке (антропологии); в нее включены теологическая, или религиозная антропология, психологическая антропология, естественнонаучная (биологическая) антропология, когнитивная антропология (изучает проблемы познания человеком мира), и, разумеется, культурная антропология, направленная на изучение культуры как формы жизни и деятельности человека, среды обитания людей.

Культурная антропология тесно связанна с этнографией, активно использует этнографические материалы. Культурная антропология охватывает этнографию (изучающую отдельные культуры), этнологию (теоретически обобщающую материал этнографии), общие антропологические теории, сведения из области лингвистики, археологии, истории общества и культуры, религиоведения.

Впервые обобщить все эти материалы попытались в XVII–XVIII вв., но как самостоятельная наука антропология сформировалась лишь ко второй половине XIX в. Первой серьезной научной школой в культурной антропологии считается эволюционизм XIX – начала XX в., или классической эволюционизм Г. Спенсера, Э. Б. Тейлора, Д. Д. Фрезера, Л. Г. Моргана и др., который сформировался под влиянием идей эволюции и прогресса XIX в., примененных в изучении культуры. Антропологи-эволюционисты проводили аналогии между эволюцией индивида (детство, юность, зрелость, старость) и эволюцией культуры. К заслугам антропологов-эволюционистов следует отнести хорошо разработанную терминологию, множество научных понятий. Кризис эволюционизма в начале XX в. породил новые направления, среди которых историческая школа, или школа Боаса (Ф. Боас, Ф. Гребнер, А. Кребер, Р. Лоун и др.), уделявшая наибольшее внимание конкретным исследованиям, методам скрупулезного описания всех особенностей какой-либо культуры. Важнейшим достижением школы Боаса является разработка теории аккультурации (это процесс изменения культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимодействии нескольких групп людей, являющихся носителями различных культур). Школа Боаса выделяет три типа отношений между данными группами: 1) культура одной группы принимается другой частично («принятие») или полностью («ассимиляция»); 2) происходит адаптация, приспособление элементов одной культуры к потребностям другой; 3) возникает «реакция» – полное отторжение форм чужой культуры.

Страница 5