Размер шрифта
-
+

Культурология - стр. 7

Европейская культура во многом связана в своем возникновении и развитии с античностью, отсюда возвращение культуры средневековья, нового и новейшего времени к античным истокам. При этом каждая последующая эпоха порождает свои нормы культуры, методы их освоения, осмысления. Современная культурология уделяет много внимания внеевропейским культурам (восточным, африканским, латиноамериканским и т. д.). Сегодня процесс взаимного влияния генетически различных культур идет интенсивно, многие различные по происхождению принципы, процессы, явления вливаются в общекультурное достояние.

История культуры немыслима без культурологии, их взаимосвязанность носит системный и разносторонний характер. Современные историко-культурные исследования основаны на последних достижениях в сфере теории культуры, социологии культуры, культурной динамики. Кроме того, история культуры дает неисчерпаемый фактический материал для культурологии, которая, в свою очередь, осуществляет функцию осмысления этого материала, систематизирует его, на основе чего моделирует процессы, протекавшие в социальной и культурной истории народов, цивилизации и человечества. Немаловажно и то, что историко-культурные исследования по конкретной проблематике могут закладывать основы культурологических теорий, научных подходов (игровая теория культуры И. Хейзинга при изучении культуры позднего европейского Средневековья; исследования ментальностей французской школой «Анналов» дали начало исторической антропологии; и т. д.).

Таким образом, в системе современных культурологических наук история культуры, теоретическая культурология и другие культурологические дисциплины находятся в тесном взаимодействии и демонстрируют плодотворное сотрудничество друг с другом.

Культурология теоретическая и прикладная. Культурология, будучи теоретической дисциплиной, изучает все проявления и сущности культуры, всё их многообразие в историческом формообразовании и в современном функционировании. Культуру – как самозначащую и самовоспроизводящую себя в историческом пространстве и времени систему – позволяет охарактеризовать теоретически переход от явлений (многообразия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования); от описания и фактографии к анализу и синтезу. Таким образом, теоретическая культурология изучает культуру на обобщающем уровне и основывает знание о ней как сумму понятий, связанных внутренним отношением и доказательностью, что и дает ей возможность воспроизвести основополагающие черты культуры. Теоретическое исследование культуры опирается на глубокие философские традиции. В середине XX в. осознание потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры переходит к реализации. Культурологию нельзя свести только к философскому или другим подходам к этому феномену. Основы культурологии как самостоятельной дисциплины были заложены Лесли Уайтом. Теоретическая культурология должна в провозглашенной цельности понятия «культура» обнаружить реальное содержание или доказать его. Решение этой задачи средствами одной только теоретической культурологии невозможно, здесь необходимы усилия и прикладной культурологии. Сегодня в культурологическое знание включают теорию культуры, историю культуры (историческая культурология), прикладную культурологию, описывающую и осмысляющую культурную конкретику. Здесь прикладная культурология близка социологии культуры. Прикладная культурология пребывает в области не всеобщего, а единичного: либо изучает вопросы культурной конкретики, либо применяет общетеоретические выводы и обобщения для объяснения конкретных явлений.

Страница 7