Размер шрифта
-
+

Культурология - стр. 3

Н. Я. Данилевский выделял в истории XIX в. два доминирующих культурно-исторических типа:

1) германо-романский (европейский);

2) славянский во главе с Россией.

Русские философы конца XIX – начала XX в. (В. С. Соловьев, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и др.) довольно часто касались в своих трудах вопросов философии культуры. В основном они затрагивали проблемы религиозности, духовных основ различных типов культуры, философии искусства, особенностей русской культуры, ее сходства с европейскими культурами и отличия от них.

После 1917 г. философия культуры подверглась марксистскому и коммунистическому влиянию. Ученые-эмигранты (Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий и др.) создали евразийскую концепцию, в которой Россия представала как самобытная евроазиатская цивилизация, не похожая ни на европейскую и ни на азиатскую.

Культурология и социология культуры развиваются на стыке культурологического и социологического знания. Социология культуры возникла в XX в. в связи с необходимостью теоретико-методологического осмысления социальной сущности культуры. Она исследует социальные закономерности развития культуры и формы их проявления в деятельности человека; кроме того, изучает воздействие внутренних социальных связей и общества на культуру. Культура не может развиваться без общества как единого целого, поскольку благодаря обществу закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. В социологии культуры выделяется несколько ветвей, таких, как социология искусства, социология литературы, кино, музыки, религии, науки, межкультурного взаимодействия и т. д.

Социология культуры как научная дисциплина изучает культуру с позиций социологии и использует достижения современной науки об обществе. Таким образом культура исследуется как часть социальной системы, социальных отношений, как отдельный социальный институт.

Большое влияние на развитие социологии культуры оказали К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, М. Мид, Б. Малиновский и др. Культура в этом социологическом контексте рассматривается с функциональной точки зрения, исследуется ее роль (или роли), которую культура играет в человеческом обществе (например, ее педагогическая функция, ценностно-ориентирующая или аксиологическая функция, коммуникативная функция и т. п.).

Социологию культуры не интересуют содержание и история культурных явлений, ее больше привлекает культура как способ упорядочения, регуляции социальных отношений (например, нормы морали, права, религиозные заповеди). При этом следует подчеркнуть, что культура не всегда способна реализовать свои регулирующие функции (например, в эпоху войн, революций, междоусобиц), поскольку сама испытывает кризис, который приводит и к смене ее форм. Социология культуры исходит из социальной неоднородности человеческого общества (классы, сословия, группы), которая неизбежно порождает социальное неравенство, когда люди находятся на разных уровнях «общественной лестницы». В социологии культуры изучаются также и субкультуры, т. е. обусловленные социальными различиями частные формы культуры (или подкультуры), порождаемые не столько общественными, сколько возрастными (молодежные субкультуры) или другими отличиями (субкультуры сексуальных меньшинств). Общественные группы отличаются друг от друга экономическими, политическими воззрениями, социальным статусом, а также психологическими и культурными особенностями. Субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. Наибольший интерес представляют маргинальные субкультуры, формирование которых связано с людьми, занимающими «промежуточное», «пограничное» общественное положение. Психология и культура людей, которые не могут, или даже не хотят найти свое место в обществе, замешаны на резком противопоставлении себя обществу, окрашенном в разной степени агрессивным неприятием общественных норм и ценностей.

Страница 3