Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества - стр. 75
Паул Петит (Paul Pettitt) считает, что в регионах, где мустьерская культура была представлена широко, неандертальцы были особенно многочисленны, и осторожно высказывает предположение, что практика захоронения, возможно, была связана с численностью населения. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Если встать на такую точку зрения, то придется согласиться и с тем, что во всех случаях, когда наблюдается большая плотность населения, будет больше погребений. Но ведь независимо от численности предшественников неандертальцев — гейдельберийцев – останков последних найдено очень мало. Кроме находок в Атапуэрке Сима де лос Уэсос в Испании назвать что-либо трудно. И если мы примем сторону скептиков и согласимся, что неандертальцы бросали трупы своих сородичей незахороненными, то число найденных неандертальских останков должно быть сопоставимо с гейдельберийскими, но их значительно больше. Так что скорее всего большое число дошедших до нас неандертальских останков объясняется не высокой численностью того или иного племени, а качеством консервации останков. Чем сложнее практика захоронений, тем вероятнее высокая сохранность костей. Конечно, требование сложных погребальных «правил» диктовалось необходимостью и зависело от культурного уровня племени или общества, а не от численности населения. То есть, даже многочисленное племя, если культурный уровень его не достиг определенной высоты, могло не хоронить своих родственников, а просто оставлять их там, где настигла смерть.
Преднамеренное захоронение у неандертальцев наводит на мысль, что таким образом они проявляли заботу об умерших, смерть которых, возможно, воспринималась ими как временное явление. Нет необходимости ссылаться на какой-либо сложный символизм, лежащий в основе неандертальских захоронений. Но что, если мы допустим: соплеменники умершего намеренно осуществляли похороны не по религиозным, а по другим причинам, в частности, исходя из рациональных санитарных соображений и стремления предотвратить некрофагию – поедание трупов или их частей и тем самым не допустить распространения болезней?
Тогда их поведенческие изменения в отношении к погребению выглядят вполне обоснованно, поскольку продиктованы стремлением сделать все для того, чтобы выжить. В этом же контексте, я считаю, следует рассматривать и цветы в захоронениях неандертальцев. Я, как уже говорил, склонен рассматривать растения в неандертальских захоронениях как защиту от болезней. Что же касается того, что останки находят в «сильно согнутом положении», то, безусловно, это говорит о преднамеренном погребении. Но вряд ли нужно рассматривать этот факт сквозь призму погребальных обычаев (к примеру: форма эмбриона – символ рождения). А может, просто в согнутом состоянии тело было более компактным и его значительно легче было похоронить?