Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества - стр. 74
Останки молодого неандертальца, найденные в Бельгии и получившие название Энгис-2, также носят следы порезов в местах свода черепа, свидетельствующие об удалении скальпа [112]. И нельзя не согласиться: какова бы ни была причина или причины, побуждавшие неандертальцев удалять мягкие ткани у мертвых соплеменников, это безусловное проявление интереса к мертвому телу, по крайней мере, среди некоторых неандертальских сообществ.
Еще интересный факт. Редко, но в неандертальских захоронениях встречается охра (в погребениях Капель 1, Заскальная, Кафзеха) и охристая подсыпка (на стоянках Ле Мустье, Ла Кина, Ля Ферраси, Киик-Коба). И археологи располагают достоверными сведениями, что предметы, обнаруженные в некоторых неандертальских захоронениях, были положены туда намеренно, а не попали случайно.
На всей территории Евразии к настоящему времени открыто около 50 погребений среднепалеолитического времени, причем некоторые из них были двойными и даже коллективными. Таким образом, одно погребение приходится на многие десятки и сотни известных памятников и один погребенный – на многие тысячи человек. На первый взгляд, такое количество погребений на всю мустьерскую эпоху мизерно – одно на тысячелетие! Однако обширность географии погребений говорит о том, что это явление носило всеобщий характер. Основная масса погребений приходится на Ближний Восток и Западную Европу [113].
Подводя итоги:
Захоронения неандертальцев привлекают большое внимание исследователей и вызывают много споров. В ряде случаев намеренный характер захоронений оспаривается, но в целом существование в мустьерскую эпоху обычая хоронить умерших несомненно [114]. Множество захоронений неандертальцев по сравнению с предыдущими гоминидами хомо, многочисленные останки детей, их удивительная сохранность, а также многократные захоронения на стоянках и в пещерах безусловно могут свидетельствовать, что погребение практиковалось неандертальцами достаточно широко. Если даже принять точку зрения скептиков и их предположение, что неандертальцы не хоронили своих сородичей, те умирали сами, просто останки их со временем под воздействием природных явлений оказывались под слоем земли и песка, то придется закрыть глаза на слишком большое число совпадений и допустить возможность слишком многих случайностей. В этих условиях вероятность преднамеренных захоронений куда более реальна. И мы безусловно должны будем признать, что неандертальцы создали новую практику погребений, принципиально отличающуюся от практики предыдущих гоминид. Мы видим возникновение у неандертальцев качественно новой формы человеческой деятельности, неизвестной, у более ранних гоминид- у гейдельбергского человека.