Культурная эволюция Homo sapiens. История изобретений: от освоения огня до открытия электричества - стр. 77
Еще один неясный пример. Частично сохранившийся скелет пожилого человека из пещеры Тяньюань в Чжоукоудяне, Китай, был признан Homo sapiens. Останкам примерно 34.430 лет [116]. Однако никаких могильных вырубок в пещере не обнаружено, так же как и сопроводительных погребальных предметов, так что заявить с уверенностью, что это намеренное захоронение, весьма проблематично.
В Европе же многочисленные преднамеренные захоронения появляются примерно 30 000 лет назад. Всего известно более 50 погребений, причем большая часть из них свидетельствует о многократных захоронениях в одном и том же месте [117]. Более того, есть примеры, когда в могильную яму сначала опускался один умерший, а какое-то время спустя производилось подзахоронение к нему частей тела другого человека. [118]. Это явно новое явление, причины которого до конца еще не изучены. Весьма существенно, что все европейские могилы этого периода сходны между собой. Причем это относится как к самым ранним захоронениям (~29 000 лет до н. э.), так и к последним (~23 000—22 000 лет до н. э.). Уверенно прослеживается прогресс в практике захоронений. Если в археологических слоях, относящихся к более раннему периоду, исследователи встречают совсем простые могилы, то погребения более позднего периода становятся достаточно сложными сооружениями и к тому же содержат богатые украшения. [119]
Однако, как и в случае с неандертальцами, это не дает оснований для заключения, что все Homo sapiens верхнего палеолита хоронили своих умерших. В некоторых европейских регионах, где сохранились археологические свидетельства Граветтских поселений (археологическая культура 28 000—21 000 лет до н.э., названная по пещере Ла-Граветт во Франции) сохранилось лишь несколько фрагментарных человеческих останков и никаких свидетельств погребального инвентаря и украшений. Причем это касается не только Франции, такие же примеры мы видим и в южной Германии [120]. Однако ученые предполагают, что такое отношение к умершим по крайней мере не было повсеместным в Граветтианском пространстве.
Первое описание погребения верхнего палеолита принадлежит оксфордскому геологу Уильяму Баклэнду, опубликовавшему в 1823 году монографию «Красная Леди из Пэйвиленда». [121] Под этим именем останки, обнаруженные им в одной из Пэйвилендских известняковых пещер (Козья Нора на полуострове Гауэр, юг Уэльса, Британия), вошли в историю археологии. В пещере сохранились скудные следы того, что теперь известно как Граветтские поселения. Но в ходе тщательных раскопок удалось обнаружить частичный скелет взрослого человека, окрашенный охрой и украшенный перфорированными зубами животных, многочисленными просверленными раковинами морских молюсков, несомненно представлявшими собой когда-то ожерелье и браслеты, и загадочными предметами, изготовленными из бивня мамонта, причем все эти украшения также были окрашены красной охрой. Баклэнд отнес останки к доримскому периоду и первоначально идентифицировал их как мужские, но затем пришел к выводу, что они принадлежат женщине. И хотя позднее выяснилось, что скелет все-таки мужской, имя «Красная леди» в археологии за ним сохранилось. Сегодня ясно, что это был молодой человек граветтской культуры, похороненный примерно 28 000—29 000 лет назад [122]. Баклэнда, по-видимому, ввели в заблуждение сравнительно небольшой по размерам скелет юноши и, главное, его причудливая одежда и украшения. Хотя по меркам верхнего палеолита могилу трудно назвать богатой.