Кровавые наветы на евреев в России - стр. 7
II Кровавые наветы: девятнадцатое столетие
«Описывая ситуацию с ритуальными наветами XIX века, Хасин отмечает, что судебные дела почти всегда заканчивались оправдательными приговорами за отсутствием доказательств, что никак не мешало поддерживать в общественном сознании этот миф. Особую роль, по мнению Хасина, играли массовые лжесвидетельства, которые воспринимались самими участниками фальсификаций «как благое дело, как доказательство непреложной истины, где методы её поиска не имели никакого значения» [3]
2.1 Девятнадцатое столетие – самое массовое в плане кровавых наветов. Цари и наветы. Из статьи Blood Libel, Иегуда Слуцкий
Девятнадцатое столетие – самое массовое в плане кровавых наветов
Девятнадцатое столетие в России в плане кровавых наветов было самым массовым. Наибольшей известностью отличаются такие дела, как гродненское, саратовское, велижское, кутаисское, Блондеса. Данное столетие явилось также временем издания книг с соответствующими обвинениями. Объясняется это, прежде всего, кризисными явлениями в институте православной церкви и иных признанных государством конфессий, проявление чего выражалось в ухудшенном отношении разных слоев населения к их представителям и массовости перехода в сектанство.
Светские и духовные власти империи в сложившихся условиях сделали одним из своих приоритетов борьбу с сектантством, взяв на вооружение в качестве инструмента этой борьбы кровавый навет. Именно девятнадцатое столетия стало временем активных попыток связывания кровавых ритуалов с сектами и с хасидизмом. Но это не влияло на тех, кто относился к представителям образованного дворянства Литвы, которые хотя и не особо хорошо относились к евреям, считали кровавый навет в середине рассматриваемого столетия предрассудком или чем-то наподобие сказки.
Неизвестный художник. Портрет императора Александра I Россия, Первая четверть XIX века. Источник: https://www.pinterest.ru/pin/305541155944635342/
Цари и наветы
Александром I (годы правления – 1801-й—1825-й) было дано указание о возобновлении расследования по делу об убийстве христианского ребенка в городе Велиже (под беларуским Витебском), где не были найдены реальные убийцы, а преступление было приписано местным знатным евреям. И это несмотря на то, что после растянувшегося на десятилетие процесса евреев окончательно оправдали.
Император Николай I (1796—1855)
Позднее Николай I не пошел на одобрение циркуляра 1817-го г. из-за своего мнения, что [5]:
«среди евреев есть дикие фанатики или секты, требующие христианской крови для своих ритуалов, и особенно потому, что, к нашему сожалению, такие страшные и удивительные группы также существуют среди нас, христиан».