Кровавые наветы на евреев в России - стр. 14
«По поводу оказывающихся и ныне в некоторых от Польши к России присоединённых губерниях изветов на евреев об умерщвлении ими христианских детей, якобы для той же надобности, его императорское величество, приемля во внимание, что таковые изветы и прежде неоднократно опровергаемы были беспристрастными следствиями и королевскими грамотами, высочайше повелеть мне соизволил объявить всем г-дам управляющим губерниями монаршую волю, чтоб впредь евреи не были обвиняемы в умерщвлении христианских детей без всяких улик, по единому предрассудку, что якобы они имеют нужду в христианской крови, но если бы где случилось смертоубийство и подозрение падало на евреев, без предубеждения, однако ж, что они сделали сие для получения христианской крови, то было бы производимо следствие на законном основании по доказательствам, к самому происшествию относящимся, наравне с людьми прочих вероисповеданий, которые уличались бы в преступлении смертоубийства».
Соблюдения запрета практически не происходило, последовали новые наветы. Как было сказано историком Михаилом Штереншисом, «людской молве Высочайшее повеление не указ».
2.6 Велижское дело. Саратовское дело
Велижское дело
Источник: https://history.illinois.edu/spotlight/publication/velizh-affair-blood-libel-russian-town?
Период 1823-го – 1835-го годов явился периодом Велижского кровавого навета. Велиж – небольшой российский город. За его пределами в 1823-м году был найден убитым христианский ребенок. Местная проститутка навела на евреев. В итоге многие местные евреи оказались за решеткой, некоторых из которых до 1835-го г. выпустили.
В 1823-м г. (двадцать второго апреля) трехлетний мальчик по имени Федор закончил свой обед и вышел поиграть на улицу. Федору не суждено было вернулся домой с прогулки. Несколько дней спустя сосед обнаружил его изуродованное тело обескровленным и многократно проколотым. В маленьких рыночных городках, где дома были сгруппированы вместе, жители знали друг друга на близком расстоянии, и люди сплетничали в тавернах, дворах и на улицах, даже самые тривиальные новости распространялись со скоростью лесного пожара.
Прошло совсем немного времени, прежде чем начали появляться слухи о том, что евреи убили маленького мальчика.
Дело Велижа обнажило особенности жизнь евреев и их соседей-христиан, оказавшихся в результате в обстановке расследования этого ужасного преступного деяния.
Расследование смерти Федора привело к обвинению сорока трех евреев в ритуальном убийстве, в краже и осквернении еврейского имущества, а также в насильственном обращении в отношении трех жителей города.