Размер шрифта
-
+

Кровавые наветы на евреев в России - стр. 12

В это же время имел место выход в свет работ Николая Голицына, Николая Костомарова и ряда других авторов.

Хасиным отмечались факты крайней поляризованности мнений и наличия довольно странной дискуссии, развернувшейся между Костомаровым и Хвольсоном. Костомаров делал попытки привнесения в научный оборот возможности существования кровавых ритуалов, производимых некими сектами и теми, кто суеверен.

Хвольсон утверждал, что евреи не практикуют кровавые обряды, и мы этому верим. Однако мы можем предположить, что между евреями возникали такие суеверия. Ведь много людей суеверных – независимо от национальности и вероисповедания. Почему некоторые евреи не могут быть суеверными?

В итоге все свелось к следующему [3]:

«вопрос о ритуальных убийствах сторонники навета как анонимно в „Розыскании“, так и гласно в публичной дискуссии ко второй половине XIX века свели к существованию внутри еврейства некоей секты, практикующей такие ритуалы. Впоследствии тема тайной секты неоднократно возникала в обвинениях на ритуальных процессах, самым известным из которых было дело Бейлиса».

2.5 Легенда о Гаврииле. Кровавые наветы на Кавказе. Гродненское дело и императорский запрет

Легенда о Гаврииле


Икона «мученика младенца Гавриила Белостокского Евстратия Печерского


Год 1815-й. Это был год издания шестого тома сочинения «История российской иерархии» архимандрита Амвросия (Орнатского), будущего епископа Пензенского и Саратовского. Сославшись на монастырские записи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря, он написал, что в 1690-м г. шестилетнего жителя села Зверки, находившегося рядом с городом Заблудовым, звавшегося Гавриилом, украл арендатор-иудей по фамилии Шутко, проживавший в том же селе, замучил его до смерти и выбросил в поле на съедение птицам.

Отцом и матерью Гавриила его тело было найдено и захоронено в Заблудовском монастыре. Прошло тридцатилетие, мощи ребенка были обретены целыми и помещены в церковный погреб в 1775-м г. (девятого мая), а позже их перенес в Слуцкий монастырь архимандрит этого монастыря Михаил Казачинский. Вот такая история.

Подобным образом история Гавриила Белостокского пересказана в «Словаре историческом о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» (С.-Петербург, 1862).

Произошло возникновение культа, мальчика в 1820-м году канонизировали. До сих пор мощи Гавриила представляют собой объект паломничества.

Год 1823-й. Это был год, когда следователи занимались Велижским делом, они решили поискать какие-либо архивные материалы по истории Гавриила. Но ничего отыскать им не удалось. Согласно мнению Панченко, легенда о Гаврииле – это всего лишь не имеющая под собой реальной основы выдумка, которую в 1720-е г.г. выдумали после нахождения мощей.

Страница 12