Краткие либретто опер Верди - стр. 5
За два следующих года Верди пишет четыре оперы: «Двое Фоскари», «Джованна д’Арко», «Альзира» и «Аттила», работает, как каторжный, с утра до вечера, часто болеет. Короткий отдых, и снова работа. Начиная с 1846 года опер Верди добиваются уже не только итальянские, но и иностранные театры, Париж, Лондон, Петербург, Мадрид наперебой шлют приглашения. 14 марта 1847 года флорентийский театр «Пергола» ставит первую редакцию «Макбета», и сразу после этого Верди отправляется в заграничное путешествие, которое приведет его в Лондон, там будут поставлены «Разбойники». Оттуда он едет в Париж, где его уговаривают переработать для французской сцены «Ломбардцев», так на свет появляется «Иерусалим». Одновременно Верди сочиняет «Корсара», который будет поставлен в Триесте в 1848 году. Сам он остается на несколько месяцев в Париже, где уже два года живет Джузеппина Стреппони, потерявшая голос и зарабатывающая на жизнь уроками пения, с того времени она становится верной подругой Верди, а позднее – значительно позже, через 11 лет – женой. Верди в Париже, когда начинается французская революция 1848 года, и тут же – «Когда Париж простужен, Европа чихает» – революционная волна прокатывается по Италии. Верди откликается на нее «Битвой при Леньяно». Он перебирается вместе с Джузеппиной в пригород Парижа Пасси, где и пишет оперу.
Во Франции Верди прожил два года, затем вернулся в Италию. Уже куплено имение Сант-Агата и особняк в Буссето, где будет написано «трехзвездие» – «Риголетто», «Травиата», «Трубадур». После «Травиаты» Верди позволил себе несколько месяцев отдыха и вернулся к работе. Он затевает «Короля Лира», либретто которого ему должен написать Антонио Сомма. Увы! Переписка по поводу «Лира» длится несколько лет, создается впечатление, что Верди чуть ли не написал или почти написал музыку, во всяком случае, в конце 1856 и 1857 году он вел переговоры с «Сан-Карло» о постановке, но театр не смог предоставить ему те голоса, на которых он настаивал – «большой баритон» для Лира, а в роли Корделии непременно Мариетта Пикколомини (лучшая исполнительница партии Виолетты). Так что постановка не состоялась, и куда делась музыка, неизвестно, предполагается, что Верди частично использовал ее в последующих операх, к тому же он оставил завещание, согласно которому все неоконченные его произведения и наброски были сожжены (гордец не хотел представать перед миром «в неглиже»). Однако в течение этих же лет он написал и поставил в Париже «Сицилийскую вечерню», переработал «Стиффелио» в «Гарольда», переделал для Парижа «Трубадур» и взялся за «Бокканегру», премьера первой редакции которого состоялась 12 марта 1857 года в «Ла Фениче». Публика оперу не поняла, зато ее тепло приняли музыканты. А ведь частенько случалось наоборот, Верди немало натерпелся от критиков, шарманщиком его обзывал не только Чайковский, на что он старался не обращать внимания. А уж пытаться обеспечить себе хорошую прессу!.. «Я еще ни разу не сказал ни одного слова какому-нибудь журналисту, ни разу ни о чем не просил ни одного друга, ни разу не обхаживал богатых людей, чтобы добиться успеха. Никогда, ни разу. Я всегда буду отвергать подобные средства. Я создаю свои оперы, как я могу. В остальном я предоставляю вещам идти так, как они идут, и никогда ни малейшим образом не пытаюсь повлиять на мнение публики».