Конституирование и природа индивидуализации - стр. 2
На первый взгляд, все понятно и не требует разъяснений. Ну да, понятно в принципе, как общая идея, подобно тому, как Колумбу было понятно, что, если плыть на запад, а не на восток, то поскольку земля шарообразна, все равно рано или поздно достигнешь Индии. Но вот точных карт у него не было, и никто не мог сказать, сколько дней надо плыть и с какими проблемами моряки могут столкнуться. Так и здесь. Понятно, когда система образования сложилась, и сложились представления о человеке, будущем и социальных требованиях к выпускнику школы или университета. Так было, к примеру, в 50–60 г. прошлого столетия. Но сейчас совершенно другая ситуация. Почти полная неопределенность с будущим, глубокий кризис школы (и средней и высшей), в социальном плане все пришло в движение, а уж по поводу человека каких только домыслов нет. Именно домыслы, поскольку, как утверждает С. Смирнов вслед за М. Мамардашвили, мы присутствуем при настоящей антропологической катастрофе[5]. Ниже я остановлюсь на антропологической альтернативе, которую обсуждает Смирнов (у меня другое понимание того, что нужно делать), но вот отсутствие ясной картины современного человека в его работах показано очень верно. Каким тогда образом мыслить принцип индивидуализации или «само» становится проблематичным.
Итак, нужно помыслить замысел методологов тьюторского движения. Спрашивается, как это сделать, каким образом реализовать методологические представления, и какие, относительно тьюторской педагогики, которая только-только становится как реальность? Анализ литературы показывает, что здесь есть два разных подхода. Первый, идти как бы сверху от общих представлений о человеке, что и делает С. Смирнов, в надежде потом конкретизировать эти антропологические представления на разные области, в том числе и на тьюторство. Второй, демонстрируемый, например, в работах Ханны Арендт, – осмыслять конкретные феномены (авторитет, свободу, кризис в образовании и пр.[6]), не связывая себя заранее определенным подходом (скажем, антропологическим), а привлекая все, что нужно, по ходу исследования. Мне больше импонирует второй подход, но думаю, стоит рассмотреть и первый, во-первых, для того, чтобы убедиться, что вряд ли стоит идти в этом направлении, во-вторых, чтобы взять все то ценное, что в нем есть (в частности, различные экспертные представления о человеке и будущем). Итак, наш план работы такой: сначала мы рассмотрим две работы – главные идеи доклада Смирнова и статью Х. Арендт «Кризис в воспитании» с несколькими целями: понять особенности антропологического похода, проблематизировать нашу тему, чтобы было понятно, на что нам нужно отвечать, взять из этих исследований нужные для дальнейшей работы представления; затем, опираясь на проделанный анализ и собственные исследования я постараюсь осмыслить сущность тьюторской педагогики и проблему индивидуализации.