Константин и патриарх Феофилакт - стр. 1
Константин и патриарх Феофилакт
Базилевс базилеон или «царь царей» ромейского государства Византия, Константин Багрянородный>1, был высок ростом, широкоплеч, широколиц и розовощек. С молочно-белой кожей, орлиным носом и приятным взором. Был он доброго нрава и приветлив со всеми. Любил поесть, выпить вина в хорошей компании. Славился щедростью в дарах и вспомоществованиях.
И, конечно же, Константин любил поговорить, пофилософствовать. Но не все темы и не со всеми приближенными можно было обсуждать. Поэтому откровенные разговоры проходили в кругу семьи. С людьми, имеющими право свободно говорить с государем. А таких благодарных слушателей его философствований было немного. Постоянными и внимательными его собеседниками были патриарх Феофилакт>2 и паракимомен Василий>3. Первый, ввиду своего доброго нрава и положения священника. Второй, как человек, чье положение первого министра обязывало быть внимательным к собеседнику.
После трапезы, басилевс уединился с патриархом Феофилактом. Только вот разговор получался не очень веселым. Вероятно из-за черной меланхолии накатившей вдруг на всесильного басилевса. Ему опять нездоровилось. Константин любил вкусно поесть, но его чрево перестало переваривать обильную пищу. Поэтому он вынужден был поститься.
– Перестань хмуриться, – утешал его Феофилакт. – «И это пройдет», как говаривал царь Соломон>4. Пост еще никому не вредил. Лучше расскажи, отчего плодятся сектантства? И распространяется эта зараза в экзархатах, католикосатах и прочих епископатах, оторванных от Вселенской Церкви Константинополя.
– В религии, как и в организме человека, непременно должно поддерживаться равновесие. А в христианстве – его центральная, официально принятая версия от Константина Великого>5. И для этого следует рассылать монахов миссионеров, чтобы они проповедовали истину и опровергали ереси, – неохотно ответил базилевс. – Об этом повествует и Ветхий Завет. Моисей>6 был приверженцем золотого Атона, которого хетты называли Конем Хорса, богом алого, осеннего Солнца и временем сбора налогов. Богом князей и воинов. А реаты Аарона>7, как все земледельцы, поклонялись серебряному Быку Амону, рога которого символизировали полумесяц. Потому, что это было лунное божество, покровительствовавшее земледелию, которого карфагеняне называли Ваалом, а греки – Блестящим Зевсом. Как можно было в этих условиях совместить две веры и, таким образом, обрести равновесие и утвердить власть?
– Аарон, побратим>8 Моисея на правах Верховного жреца должен был, как то помочь?
– Он и помог. Аарон, на правах Пира, попытался объединить оба культа и выковал бога в новом обличье – в образе Золотого Тельца. И назвал его «богом реатов» – Израилем. Но Моисей, к сожалению, увидел в образе идола Аарона лишь то, что Амона ставят выше Атона. А большая часть еврейского народа вообще увидело только золото, которому и стали поклоняться.
– ???
– Ничего нового он не придумал, – улыбнулся Константин. – Если вспомнить, что у норманнов Тартарии>9 объединяющим символом служит живой белый, то есть, «Серебряный Конь». Где конь символизирует Хорса – солнечное божество язычников, а его серебряный цвет – лунный полумесяц. Позже эту же идею перенял и Соломон, сделав своей печатью изображение звезды в полумесяце. А в недалеком прошлом идею Аарона возродил и пророк Мухаммед>10 в своем Аллахе, который можно перевести как «Золотой Полумесяц». Ведь древний корень «ал» лежит в основе слова «алый», обозначающий цвет червонного золота. И цвет осеннего солнца. Луну же египтяне и сейчас называют словом «Аах».
– А как же в христианстве?
– И в христианстве все тоже! На щите Константина Великого два символа. И Солнце и Полумесяц. Хотя я предпочитаю серебряный равносторонний солярный крест с лучами, расширяющимися от центра к краю. Своеобразный символ маятника качающегося от созидания к разрушению. Ведь равновесие – состояние неустойчивое. В жизни гораздо важнее не оно само, а стремление к нему.
– Действительно, этот символ показывает путь к равноправию и равновесию, – согласился Феофилакт – Как ты думаешь, Константин, почему мы никак не можем договориться с римской Церковью? Где кроются истоки непримиримой вражды кафедр Святого Петра