Размер шрифта
-
+

Константин и патриарх Феофилакт

1

Багрянородный – Константин VII Багрянородный (Порфирородный, Порфирогенет) – византийский император из Македонской династии, номинально с 913 г., фактически с 945, по 959.

2

Феофила́кт Лакапин (917 – 27 февраля 956) – Патриарх Константинопольский со 2 февраля 933 по 27 февраля 956 года.

3

Василий Лакапин известен также как евнух Василий Ноф (умер ок. 985) – первый министр (паракимомен), фактически верховный правитель Византии с 945 по 985 год (с перерывом в 959—963 года).

4

Соломо́н (др.-евр. Шломо́; араб. Сулейман в Коране) – третий еврейский царь. Правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм – главная святыня иудаизма.

5

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (27 февраля 272, Наисс, Мёзия – 22 мая 337, Никомедия) – римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашён войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 324 стал единственным полновластным правителем римского государства; сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь).

6

Моисе́й (ивр. ‏Моше́, «взятый (спасённый) из воды»; араб. Муса) (XIII век до н. э.), в Пятикнижии – еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма. Организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.

7

Ааро́н (ивр. Арон; «высокий», «гора», «гора света», «учитель», «просвещённый», аналог широко распространённого на Востоке имени Гарун). В библейском Пятикнижии старший (на три года) брат Моисея (см.: Библия, Книга Исход, гл. 7, ст. 7) и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник. Сын Амрама и Иохаведы из колена Левия.

8

Побратимство или посестринство – старый общеиндоевропейский обычай. Кое-какие следы побратимства заметны у античных народов, славян, германцев, византийцев. Отличительные черты побратимства: верность и преданность друг другу, чистота нравственных отношений, возможность разноверия и разноплемённости, нерасторгаемость, отсутствие отношений имущественного наследования. Церковь издавна приняла побратимство под свой покров, как о том свидетельствуют соответствующие молитвы в старых церковнославянских требниках. В Древней Руси был широко распространён обычай побратимства, заключающийся в обмене нательными крестами.

9

Тартария, синоним – Татария (лат. Tartaria) – географический термин, использовавшийся в картографии в отношении обширных областей от Урала до Тихого океана и до границ Китая и Индии.

10

Муха́ммед (араб. Моха́ммед или Муха́ммад), в русском языке Магоме́т или Магоме́д ( 22 апреля 571, Мекка – 8 июня 632, Медина) – арабский религиозный и политический деятель, проповедник единобожия и центральная фигура ислама. Согласно исламскому вероучению, он является последним пророком и посланником Аллаха, которому также было ниспослано священное писание – Коран.

11

Апо́стол Пётр (умер около 67 года в Риме) в христианстве – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В католицизме традиционно считается первым Папой Римским. По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии – в 67—68 гг.) вниз головой по его желанию. Так хоронят, чтобы прервать цепь возрождений в этом мире.

12

Апо́стол Андре́й больше известный как апостол Андре́й Первозва́нный – один из апостолов (учеников) Иисуса Христа, брат апостола Петра (Кифы, бывшего Симона). Науке известен апокрифический текст Деяния Андрея, созданный в III веке, а также утраченное Евангелие от Андрея, отклонённое Геласием I (492—496). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса, которым Он на горе Елеонской открыл судьбы мира (Мк. 13:3). Святой Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя следовал за Ним его Первозванный апостол. После крестной смерти Господа святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова.

13

Жидовствующих христиан до сих пор отличает удивительный консерватизм, они не признают никаких новаций в своей вере. Официальная Церковь с IV века подвергает их гонениям, а те всю жизнь скрываются. В России Ересь жидовствующих была осуждена на Московском соборе 1504 года и подавлена.

14

Зело́ты (от греч. букв. «ревнитель, приверженец», ивр. канаим) – социально-политическое и религиозное течение в Иудее, возникшее в эпоху Маккавеев во 2-й половине I века до н. э. и оформившееся окончательно в середине I века н.э. Основной целью зелотов было свержение римского владычества для достижения которой считались пригодными любые средства.

15

Апо́стол Па́вел (ивр. Шауль из Тарса); (предп. 5/10, Тарс – 64/67, Рим) – «апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число Двенадцати апостолов и участвовавший в юности в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия.

16

Рим.4:11

17

Египет.

18

Аланы, аланники – от индоарийского "алань" – пастбищное место, годное для сенокоса и скотоводства. Употреблялся как этноним для скотоводов, где преобладало коневодство. До 5 в макротопоним междуречья Дона и Волги. С 10 в. топоним истор. области горная Алания на Сев. Кавказе. Сохранилось в самоназвании кабардинской народности. Этноним осетинской (самоназвание ир-ирон) народности, обратно соответствующий топониму (напр. Франция – французы). Употребляется в качестве имени собственного.

19

Тартария, синоним – Татария – географический термин, использовавшийся в запад. литературе и картографии с XIII и вплоть до XIX в отношении обширных областей от Дона и Урала (Тартар) до Тихого океана и границ Китая и Индии. В современной европейской традиции называют Внутренней или Центральной Евразией. Эти территории представляли собой в основном засушливые равнины, население которых занималось скотоводством.

20

Бус Белояр, тюрк. Бусан-Баксан-Арслан; готск. Баксак, груз. Балавар, визант. Бож-Бош, лат. Box; глава всех нартов Ёрюзмек; по Иордану – Сар, в Эдде – Сёрли – род. 295 году. Царь Русалани – Антии, дука (герцог) Тартарии. Владыка вселенной с 338г. Принял мученическую смерть от готов в 368 году.

21

III книга Ездры, гл.7, 28-29.

22

Иоанн, 14:16.

23

Святой Григорис Парфянский или Григорис Албанский – святой Армянской Апостольской Церкви, сын армянского епископа св. Вртанеса и внук св. Григория Просветителя, первый в мире католикос и епископ Албании Кавказской. В начале IV века он распространял христианство в двух близких к Армении странах на Кавказе – в Иверии и в Албании (Алуании). Был предан мученической смерти в лето 348 года в Дербенте царем маскутов Санесаном.

24

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (27 февраля 272, Наисс, Мёзия – 22 мая 337, Никомедия) – римский император. После смерти отца, в 306 году, был провозглашён войском августом, после победы над Максенцием в 312 году в битве у Мульвийского моста и над Лицинием в 324 стал единственным полновластным правителем римского государства. Сделал христианство господствующей религией, в 330 году перенёс столицу государства в Византий (Константинополь).

25

Иордан (ум. после 551, Византия) – готский историк VI века, (иногда неправильно называемый Иорнандом). Некоторые исследователи считают, что по отцу Иордан был аланом. Был нотариусом (восточноримским чиновником) в одном из государств Византийской империи на её границе в Малой Скифии. Также существуют предположения, что он принадлежал к духовному сословию;

26

Jord. Get. 112

27

Дамасий I (именуемый также Дамас I; 300 – 11 декабря 384) – епископ Рима с 1 октября 366 по 11 декабря 384. Первый из римских епископов стал называть себя не жрецом, а на скифский манер «отцом», тюрк. Ата́, Батя (не путать с др.-греч. А́та «беда»). Но на греко-латинский манер – «папа» (лат. papas). По этой же причине разное звучание титулов вождей войсковых братовщин: атаман, батман, папай.

28

Религия с культом Ми́тры (ведийское божество индоариев, верховный блюститель нравственного света – правды и добродетели) – митраизм, получившая распространение в эллинистическом мире, с I в. н. э. – в Риме, со II в. – по всей Римской империи. Провозглашал равенство среди посвященных в него и сулил блаженную жизнь после смерти.

29

Феодо́сий I Вели́кий (Фла́вий Феодо́сий, 346—395 гг.) – последний император единой Римской империи. После его смерти империя окончательно разделилась на западную часть и восточную, получившую в современной историографии название Византия. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства (чем прекратил господство арианства) в качестве единой государственной религии империи. Он стал преследовать (без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года перестали проводиться Олимпийские игры.

30

Софро́ний Евсе́вий Иерони́м (342, Стридон, Далмация – 30 сентября 419 или 420, Вифлеем; Святой Иероним) – иллирийский церковный писатель, аскет, создатель канонического латинского текста Библии. Почитается в православной и в католической традиции как святой и один из учителей Церкви.

31

Святитель Лев I Великий (390 – 10 ноября 461) – Папа Римский с 29 сентября 440 по 10 ноября 461. Боролся с ересью – манихейства и арианства. Публично сожжены их писания. Потоки беженцев из Африки (Карфаген и Нумидия были захвачены вандалами) захлестнули Рим. Папа разрешил беженцам селиться в Риме при условии полного отречения от ереси. Лев I выдвинул идею о верховенстве римского епископа над другими христианскими патриархами.

32

Халкидо́нский Собор, Четвёртый Вселенский Собор Христианской Церкви, созванный в 451 году императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне (совр. Кадыкёй, район современного Стамбула) по поводу ереси Евтихия – монофизитства.

33

Александри́я – город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта. Простирается на 32 км вдоль побережья Средиземного моря.

34

Антиохия Великая в древней Сирии (совр. Антакья, на территории совр.Турции). Один из центров христианства, именно здесь ученикам Христа впервые дано было имя «христиане» (Деян. 11:26).

35

Атти́ла (лат. Attila, ср.-в.-нем. Etzel, ум. 453) – вождь гуннов с 434 по 453 год, объединивший под своей властью «варварские» племена от Волги до Рейна.

36

Армения Великая

37

Юста Грата Гонория (ок. 417 – после 452 гг.) – сестра императора Западной Римской империи Валентиниана III. Прославилась тем, что попросила вождя гуннов Аттилу освободить её от власти брата и предположительно даже взять её в жёны, чтобы избежать принудительного замужества с престарелым римским сенатором.

38

Битва на Каталаунских полях (в литературе также часто встречается название Би́тва наро́дов) – состоявшееся после 20 июня 451 года сражение в Галлии (Франция), в котором войска Западной Римской империи под началом полководца Аэция в союзе с армией Тулузского королевства вестготов временно остановили нашествие коалиции племён гуннов и германцев под началом Аттилы. Но через год Аттила уже пошёл на Рим.

39

Голубцова Н.И. «У истоков христианской церкви», М, Наука, 1967, с. 83

40

Астинги (Асдинги, готаланы) – династии Гаутингов (готов), не из чистокровных родов Амалов и Балтов, а тех, кто в значительной степени перемешался с династиями коренных народов.

41

Иоа́нн Предте́ча, Иоа́нн Крести́тель – согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения/окунания для очищения от грехов и покаяния иудеев. Иоанн Креститель был обезглавлен Иродом Антипой из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. По преданию, хранившуюся у Иродиады голову вынесла из дворца одна из ее служанок, после чего святыню тайно погребли.

42

Константин V (719—14 или 23.9.775), император с 741, из Исаврийской династии. Проводил политику в интересах провинциальной знати. Рьяный проводник иконоборчества, Константин V добился осуждения церковным собором 754 (в предместье Константинополя) иконопочитания, начал борьбу против оппозиционного монашества, закрывая монастыри, конфискуя их богатства. Население столицы с неприязнью относилось к новому императору и дало ему прозвище «копроним-гноеименитый».

43

Чичак (тат. цветок, в крещении Ирина; умерла в 752) – хазарская принцесса, дочь (по данным Феофана) или сестра (по данным Никифора) хазарского кагана Вирхора. Проявила себя как благочестивая христианка. Покровительствовала епископу Сугдеи Стефану.

44

Агаряне – этноним, который употреблялся в отношении потомков Агари. Брак Аврама, родоначальника многих народов (Быт.17:4), с Сарой долгое время оставался бесплодным. Сара, по обычаю тех времён, отдала своему мужу для продолжения рода свою рабыню, египтянку Агарь (Хагар). Таким образом, в возрасте 86 лет, у Аврама от Агари родился первенец Измаил (Ишмаэль) – родоначальник арабских племён (Быт.16).

45

Церковная организация в России создавалась наподобие византийской, где, как известно, местные церкви объединялись в округа – епархии, епархии – в метрополии, а последние – в патриархию, в свою очередь, подчинявшуюся константинопольскому Вселенскому патриарху, стоявшему во главе всей Церкви. В 390 г Святой отец Иоанн Златоуст посвящает епископа (митрополита) для церкви Боспора, куда входили епархии Танаиса (лат.Тана, сарм. Дон) в области Россия, Томы (тюрк. Кубань) в области Алания (Тмутаракань), и Херсонеса Таврического (Крым).

Страница notes