Кончина мира: пророчества - стр. 12
Уже в настоящее время почва для появления антихриста достаточно подготовлена. Но появлению его мешает нечто удерживающее. В чем же оно состоит?
Одни считали удерживающим римское государство, и в числе их был даже святитель Иоанн Златоуст. «Пока, – говорит он, – будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу. Но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он устремится похитить всю человеческую и Божескую власть» (33). Мысль святителя Иоанна Златоуста состоит в том, что твердый государственный строй, основанный на идеалах права и порядка, мешает тому перевороту, который произведет антихрист.
Об этом же говорит и святитель Феофан Затворник: когда всюду «будет заведено самоуправство – республики, демократия, коммунизм, – тогда антихристу откроется простор для действования».
Другие толкователи считали, что удерживающее – это благодать Святого Духа.
«…В действительности сроки зависят от напряжения свободной воли человека к добру и злу. В воле Господа – чтобы спаслось возможно больше людей, и вот, быть может, стремление свободной воли человека к Богу и есть то “удерживающее”, которое не дает явиться антихристу. Есть объяснение, что “удерживающее” – это действие Святого Духа. Но действие Святого Духа не отнимется от среды, пока не явится отступление от свободного влечения человека к Богу» (4).
Таким образом, все зависит от самих людей. Если делается какое-то добро – оно взвешивается на весах правосудия и милости Божией. Если приносим покаяние, молимся за весь мир – миру подается радость и облегчение. Но если совершается грех – готовится наказание на всех людей. Преподобный Силуан Афонский говорил, что маленький грех влияет на судьбу мира. Если бы в Содоме и Гоморре было хотя бы десять праведников, то они стояли бы до сих пор. Но в этих городах не нашлось даже и десяти, поэтому они погибли. И если в наше время станет много злодеев и не будет праведников, то удерживающая сила – «око тэкон, токо тэхон», как говорят греки, – исчезнет, и мир тогда не устоит.
Великое значение имеет для мира молитва Церкви. Господь говорит: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). А в Церкви не двое или трое, а сотни и тысячи людей взывают к Богу, просят о мире всего мира, об обращении людей, о язычниках и заблудших, о том, чтобы Господь прекратил всякие скорби и дал добрых правителей. И Господь, по молитвам Церкви, дает благословение народам. Мир существует ради Церкви, а Церковь – ради того, чтобы в ней готовить святых, праведных людей, угодных Богу своим благочестием. С тех пор как начала готовиться «тайна беззакония», прошло уже две тысячи лет. Диавол все это время хотел бы воздвигнуть человека, исполненного зла, в которого он сам мог бы вселиться, чтобы управлять всем миром. Но много во все времена было праведников, девственников, много истинных монахов, много тех, которые молились и за себя, и за весь мир. И ради них Господь не попускает воцариться злу. Великое благо для мира – праведники. Так, известна была почти в наши дни старица Феодосия. Она жила недалеко от Киево-Печерской лавры. Великие подвиги она несла добровольно, не жалея себя, и великие молитвы совершала за всех. Когда ее спрашивали, для чего она так истязает себя, она отвечала: «А вы думаете, легко молиться за весь мир?» Стоя на битых стеклах, страдая от боли, она взывала: «Господи, пошли мир и доброго правителя». И Господь услышал ее молитвы, после долгого безбожного периода стали вновь открываться церкви. Благодаря удерживающей силе любви и благочестия таких людей мир стоит до сих пор. И если души людей будут обновляться покаянием и молитвой, тогда Господь подаст многие добрые начинания, тогда удерживающая сила благодати и добра будет велика и не попустит явиться антихристу.