Концепции современного востоковедения - стр. 85
Сегодня историческая наука стоит на пороге эволюционного преобразования. И осознание того, что историческая наука – прежде всего история мысли, а уже потом история событий, т. е. политическая история, сближает ее с естественными науками, для которых научный факт – подтверждение научной мысли. Воспроизвести историческое событие вторично в принципе невозможно, а возможность воспроизводства подобного – результат исторического исследования и ознакомления с ним практических политиков.
Современная историческая наука переживает этап методологического самообновления, которое происходит в ментальном пространстве, схожем с аналогичными естественнонаучными процессами. При этом важнее всего не пытаться сводить историю к униформизму естествознания, игнорируя исторический дух, как это делает патологоанатом, изучая бездыханное тело, даже не помышляя о воскрешении. История – это ментальная данность, где субъектно-объектные отношения наименее всего выражены и трудноразличимы, но от этого история не становится нематериальной. Напротив, историческая интерпретация порой оказывается столь же материальной, как и описываемая историком историческая данность. Майкл Оукшотт утверждал, что историк оказывается историком именно потому, что осмысленно делает философскую ошибку, принимая настоящее за прошлое. На самом деле, история как наука не является формой исторического опыта, но является интегральной частью исторического опыта, включенной в исторический опыт.
Универсальный закон исторической памяти побуждает искать основу настоящего в прошлом. Представьте себе во всех отношения успешного человека, который вдруг узнает, что он подкидыш, и вся история его жизни – обман. Такой человек в момент теряет значительный сегмент своего настоящего – семейные, этнические, религиозные, гражданские корни. Он начинает жить жизнью подкидыша, хотя в его естественной биологической жизни ничего не изменилось, просто изменились его мысли о прошлом. До какой же степени мысли о прошлом могут расстроить наши представления о настоящем? До такой степени, что нам придется искать утешение в будущем, которое, как и настоящее, непосредственным образом связано с прошлым: мы думаем о будущем категориями прошлого, пережитого и известного. Исторический Образ мира, основанный на опыте прошлого, это и есть историческое понимание будущего. Вклад истории в образование современного гуманитарного научного Образа мира – это прежде всего вклад в эволюцию исторически обусловленного феномена этики и исторического аспекта идентичности.