Размер шрифта
-
+

Концепции современного востоковедения - стр. 87

, что позволит распознать принципиальную взаимозависимость наших отношений внутри бинарной оппозиции «Мы – Другие».

Е. И. Зеленев211

Востоковедение и история (Ближний Восток)

«История – наука о людях во времени»; «Неоспоримая прелесть истории достойна сама по себе привлечь наше внимание…»

М. Блок (1886–1944)

Востоковедение – комплексная наука, в основании которой лежит опирающееся на знание восточных языков и источников изучение культуры, истории, традиционного хозяйства и права, традиционных социальных и политических институтов Азии и Африки. (Изучение соответствующих аспектов жизни народов африканского континента, прежде всего стран так называемой Черной Африки, принято сегодня относить к особой ветви социальных и гуманитарных дисциплин, объединенных понятием «африканистика».)

Исходя из приведенного выше несколько тяжеловесного определения, главный объект востоковедного исследования можно вкратце определить как «языки и традиции Востока». Принимая Восток как «феномен культурно-исторический», авторы недавно изданного труда «Введение в востоковедение» рассматривают его в качестве «фундамента формирования культурной, социально-психологической и иной специфики, которая выделяет Восток как особый культурно-исторический ареал», традиционализм212.

Основанное на глубоком изучении автохтонных языков, памятников материальной и духовной культуры Востока, а также письменных первоисточников, на всестороннем постижении традиционного восточного общества, востоковедение рассматривает «культурные координаты Востока» не только и не столько в географическом, «пространственном» плане, сколько в плане временном – темпоральном.

Безусловно, тот или иной социум в процессе межцивилизационного взаимодействия, взаимовлияния может в ходе истории «менять свою отнесенность в терминах оппозиции “Восток – Запад”»: возможна «деориентализация» или «вестернизация» такого сообщества213.

Социумы, общества подобны людям, пишет французский арабист Андре Микель. Они не могут жить, утверждаться, находить свое место на земле, если не впишутся в нее в своем развитии, в более широком смысле – во времени, а их территория не займет пространства, соответствующего их организации и мировосприятию214.

Особая приверженность традиции, изначально устной, оральной, либо письменной, исторической, остается при этом важной особенностью восточного общества.

Сформировавшиеся в западной науке в Новое время, практически одновременно со становлением самого востоковедения, концепции цивилизации и традиции, по существу, ставят знак равенства между двумя этими категориями. Так, один из отцов западного традиционализма французский мыслитель-эзотерик, основоположник «философии традиционализма» Рене Генон

Страница 87