Концепции современного востоковедения
1
С. П. Капица, характеризуя современную эпоху, указывал на «фазовый переход человечества в новое состояние». За всю свою историю сообщество землян «никогда не переживало такой глубокой перестройки системы, что делает наше время столь уникальным» (Капица С. П. Парадоксы роста: Законы развития человечества. М., 2010. С. 23).
2
См. предварительное рассмотрение этого вопроса в учебнике «Введение в востоковедение» (Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб., 2008).
3
Мы отвлекаемся от того известного, по крайней мере, со времен Геделя обстоятельства, что полная аксиоматизация (=полная формализация) для сколько-нибудь богатой научной теории вообще невозможна.
4
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 89.
5
Ср.: «Согласно архаичной когнитивной установке, репрезентирующей абсолютное доверие к показаниям органов чувств, познать или знать что-либо означало быть очевидцем, иметь непосредственный сенсорный контакт с познаваемым объектом или событием» (Меркулов И. П. Эпистемология. СПб., 2006. С. 69).
6
Оставляем в стороне существенную разницу между аксиомами и протокольными высказываниями: сейчас для нас важно лишь принципиальное безразличие к верификации обоих типов утверждений. Равным образом не рассматриваем различие между связью утверждений «по факту» и логической связью (выводимостью).
7
Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003. С. 15.
8
Ср.: Лакатос И. Указ. соч. С. 58.
9
В некоторых работах понятия фаллибилизма и фальсификационизма различаются, что здесь не обсуждается.
10
Лакатос И. Указ. соч. С. 58.
11
Ср.: Меркулов И. П. Указ. соч.
12
Касевич В. Б. Востоковедение как наука // Вестник С.-Петербург. ун-та. Сер. 2: История. Языкознание. Литература. СПб., 2001. Вып. 3 (№ 18).
13
Введение в востоковедение / Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб., 2011.
14
Ашкеров А. Ю. Социальная антропология. М., 2005. С. 441, 446.
15
Ср.: Касевич В. Б. Типология языков и типология культур // Типологические и сопоставительные методы в славянском языкознании. М., 1993.
16
Bichakjian B. H. Language in a Darwinian perspective. Frankfurt am Main; Bern; Bruxelles, New York; Oxford; Wien, 2002.
17
Сорос Дж. Открытое общество: Реформируя глобальный капитализм. М., 2001. С. 59–60.
18
Даже использующиеся в социально-экономических дисциплинах термины нередко выдают свою прямую причастность к человеческим чувствам, установкам и т. п., ср., например, «инфляционные ожидания».
19
Берестецкий В. Б. Квантовая механика // БСЭ. 1973. Т. 11. С. 575.
20
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
21
Разумеется, отрицание может и сохранить принадлежность объекта сфере культуры, ср.: «Данный объект не крест, это дикирий».
22
Это именно сближение, а не отождествление: для знака важно то обстоятельство, что он предназначен для общения, он должен передавать информацию – в то время как культурный объект, не являющийся знаком, может говорить о чем-то тому, кто его воспринимает, являясь потенциальным посланием и, следовательно, потенциальным знаком.
23
См. об этом, например: Нуржанов Б. Г. Бытие как текст. Философия в эпоху знака (Хайдеггер и Деррида) // Историко-философский ежегодник’92. М., 1994.
24
Любарский Г. Ю. Морфология истории. М., 2000. С. 12.
25
Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб., 2000. С. 98–106.
26
Там же. С. 98.
27
Там же.
28
Там же. С. 99.
29
Там же. С. 106.
30
Философия филологии: Круглый стол // Новое литературное обозрение. 1996. № 17. С. 53.
31
Мы оставляем в стороне не столь уж редко выдвигающийся тезис, согласно которому естественным наукам точность придает использование математики, благодаря которой поведение Вселенной «описывается небольшим числом математических законов, в свою очередь выводимых из некоего общего набора физических принципов, также выражаемых на математическом языке» (Клайн М. Математика: Поиск истины. М., 1988. С. 142). Во-первых, природа объяснительной силы математики сама по себе является своего рода загадкой; во-вторых, математизация гуманитарных наук, в особенности средствами неколичественной математики, в последние десятилетия также набирает силу.
32
Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 233.
33
См. об этом: Философия филологии… С. 54.
34
См. об этом, например: Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб., 2004; см. прим. 35.
35
Само по себе наличие школ Т. Кун считает формальным признаком гуманитарных («допарадигмальных») наук. Это не совсем так. В естественных науках школы, конечно, тоже существуют; но надо признать, что соотношение школ для естественных и гуманитарных наук разное. Если в области естественных наук школы обычно сосуществуют по принципу дополнительности (в одной школе те или иные проблемы изучаются более специальным образом, чем в других), то гуманитарные школы чаще противопоставлены друг другу, отличаясь исходными постулатами и традициями и/или методами.
36
Е. Л. Фейнберг усматривает принципиальное отличие между двумя разновидностями интуиции, которые он называет «интуиция-утверждение» и «интуиция-догадка». С этим, безусловно, следует согласиться: интуиция-утверждение – это аксиома, которая не подлежит логизированию и доказательству, в то время как интуиция-догадка – это установление истины «для себя»; «для других» она требует перевода на язык логики.
37
Фейнберг Е. Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 2004. С. 269.
38
Д. А. Ольдерогге, основатель отечественной африканистики, как-то заметил, что если ученый-энтомолог исследует муху цеце в Африке, то нельзя на этом основании считать его африканистом.
39
Подробнее см.: Касевич В. Б. Востоковедение как наука // Вестник С.-Петербург. ун-та. Сер. 2: История. Языкознание. Литература. СПб., 2001. Вып. 3 (№ 18); Введение в востоковедение / Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб., 2011.
40
Касевич В. Б. Востоковедение как наука… 2001.
41
Введение в востоковедение: Общий курс / Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб., 2011. С. 554–568.
42
Ср.: Гуревич А. Я. Избранные труды: Средневековый мир. СПб., 2007.
43
Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987. С. 467.
44
Кононов А. Н., Барулин А. Н. Теоретические проблемы турецкой грамматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XIX / Сост. А. Н. Барулин; Под общ. ред. А. Н. Кононова. М., 1987. С. 5.
45
Ср.: «Относясь к Востоку высокомерно и третируя его, царская Россия никогда не стремилась изучать его на одних линиях с изучением Запада, и потому, “заведя” у себя востоковедение, она и не думала о каком-либо его равноправии с западоведением, которое считалось чем-то вроде большой нормы и потому не требовало специального обозначения, в то время как востоковедение самим своим названием указывало на некий отход от нормы» (Алексеев В. М. Наука о Востоке. М., 1982. С. 114–115).
46
Примером критики чужой конфессии – в данном случае ветхозаветного иудаизма – может служить первый памятник древнерусской литературы, созданный в XI в. См.: Слово о законе и благодати митрополита Киевского Илариона // Библиотека литературы Древней Руси / Ред. Д. С. Лихачев и др. СПб., 2004. Т. 1.
47
Ковтун Л. С. Русская лексикография эпохи Средневековья. М.; Л., 1963; Алексеев М. П. Словари иностранных языков в русском азбуковнике XVII в. Л., 1968.
48
Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и в России. СПб., 1911.
49
Крачковский И. Ю. В. Ф. Гиргас (к сорокалетию со дня его смерти) // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее. Л., 1928. С. 75–77.
50
Азиатский музей – ленинградское отделение Института востоковедения АН СССР / Редкол.: А. П. Базиянц и др. М., 1972. С. 240, 224.
51
Азиатский музей… С. 115.
52
Там же. С. 150, 238, 184.
53
Алпатов В. М. История одного мифа. М., 1991.
54
Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры. Кн. 1–2. Тбилиси, 1984; о новейших теориях и гипотезах см. также: Бурлак С., Старостин С. Сравнительно-историческое языкознание. М., 2005; Герценберг Л. Г. Краткое введение в индоевропеистику. СПб., 2010.
55
Яхонтов С. Е. Наиболее устойчивые слова опытных списков глоттохронологии // Культура стран Малайского архипелага. Индонезия, Филиппины, Малайзия: Сб. материалов / Сост., ред. А. К. Оглоблин. СПб., 1997. С. 10–18.
56
Старостин С. А. Алтайская проблема и происхождение японского языка. М., 1991. Японский язык, согласно автору, входит в алтайскую семью как древнейшая из ее ветвей.
57
Яхонтов С. Е. Отдаленное родство языков: сравнительные характеристики некоторых спорных теорий // Язык и речевая деятельность. 2000. Т. 3. Ч. 1. С. 206–239.
58
Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков. Сравнительный словарь. Т. 1–3. М., 1971–1984.
59
Амирова Т. А., Ольховиков Б. А., Рождественский Ю. В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. С. 201.
60
Там же. С. 187.
61
Так, выдающийся филолог А. К. Казем-бек (1802–1870), автор грамматик татарского языка и первый декан Факультета восточных языков в Петербурге, «об общем языкознании не имел никакого понятия», называя «двугласными» те татарские гласные-монофтонги, которые записывались двумя арабскими буквами. См.: Каменев Ю. А. Рукопись работы П. М. Мелиоранского «О грамматике… М. Казембека и арабском алфавите у тюрков» // Востоковедение / Отв. ред. В. Г. Гузев, О. Б. Фролова. Л., 1990. Вып. 16. Исследования по филологии и истории культуры. (цит. по рукописи, названной в заголовке).
62
О соотношении взглядов Соссюра и Бодуэна на системность в языке см.: Березин Ф. М. Очерки по истории языкознания в России (конец XIX – начало XX в.). М., 1968. С. 118, след.
63
О названных ученых см.: Поливанов Е. Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968 (биогр. статья А. А. Леонтьева, Л. И. Ройзензона, А. Д. Хаютина); С. Е. Яхонтов. А. А. Драгунов // Краткие сообщения ИВ АН. 1956, XVIII. С. 89–93; Юшманов Н. В. Работы по общей фонетике, семитологии и арабской классической филологии / Сост. , предисл. А. Г. Беловой. М., 1998; Язык и человек. Сб. статей памяти Петра Саввича Кузнецова (1899–1968). М., 1970 (библиография, биогр. статья А. А. Реформатского); Трубецкой Н. С. Избранные труды по филологии М., 1987 (послесл. Т. В. Гамкрелидзе и др.); Милибанд С. Д. Востоковеды России: Библиографический словарь. 1–2. М., 2009; Алпатов В. М. Языковеды, востоковеды, историки. М., 2012.
64
Яковлев Н. Ф. Математическая формула построения алфавита // Культура и письменность Востока. Кн. 1. М., 1928.
65
Терминология конца XIX – начала XX в. отличалась от современной. Напр., Поливанов называл фонему звукопредставлением, следуя своему учителю Бодуэну, говорившему о фонологии как о психофонетике.
66
Юшманов Н. В. Указ. соч.
67
Азиатский музей… С. 104.
68
Реформатский А. А. Введение в языкознание. М., 1960 (и др. издания); Зин-дер Л. Р. Общая фонетика. Л., 1960 (и др. издания); Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 1975 (и др. издания); Успенский Б. А. Структурная типология языков. М., 1965; Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики. М., 1977; Введение в языкознание. 2-е изд. М.; СПб., 2011; Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л., 1982; Мельчук И. А. Курс общей морфологии. Т. I–IV. М.; Вена, 1997–2001; Плунгян В. А. Общая морфология. Введение в проблематику. М., 2000; 2-е изд., 2003; Он же. Введение в грамматическую семантику. Грамматические значения и грамматические системы языков мира. М., 2011; Зубкова Л. Г. Знак в системе языка. М., 2010.
69
Гордина М. В., Быстров И. С. Фонетический строй вьетнамского языка. М., 1984; Касевич В. Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983.
70
Касевич В. Б. Элементы общей лингвистики…
71
Виноградов В. А. Тон // ЛЭС. М., 1990.
72
Румянцев М. К. Тон и интонация в современном китайском языке. М., 1972; Касевич В. Б., Шабельникова Е. М., Рыбин В. В. Ударение и тон в языке и речевой деятельности. Л., 1990.
73
Рыбин В. В. Фонетика японского языка. СПб., 2011.
74
Ср. о монгольском сингармонизме: Кузьменков Е. А. Фонологическая система современного монгольского языка. СПб., 2004.
75
Быстров И. С., Нгуен Тай Кан, Станкевич Н. В. Грамматика вьетнамского языка. Л., 1975; Касевич В. Б. Фонологические проблемы…
76
Старинин В. П. Структура семитского слова. М., 1963.
77
Квантитативная типология языков Азии и Африки / Отв. ред. В. Б. Касевич, С. Е. Яхонтов. Л., 1982. Продолжение этой работы: Грамматика и семантика восточного текста. Квантитативные характеристики / Отв. ред. В. Б. Касевич. СПб., 2011.
78
Зубкова Л. Г. Указ. соч. С. 121–122.
79
Поздняков К. И. Сравнительная грамматика атлантических языков. Именные классы и фоно-морфология. М., 1993; Желтов А. Ю. Языки нигер-конго: структурно-динамическая типология. СПб., 2008.
80
Гузев В. Г. Очерки по теории тюркского словоизменения. Имя. Л., 1987; То же. Глагол. Л., 1990.
81
Морфема и проблемы типологии / Отв. ред. И. Ф. Вардуль. М., 1981; Восточное языкознание: Грамматическое и актуальное членение предложения / Отв. ред. В. М. Солнцев. М., 1984; Языковые универсалии и лингвистическая типология / Отв. ред. И. Ф. Вардуль. М., 1969 (в конце книги приведен перечень универсалий). См. также статью об универсалиях в ЛЭС.
82
Мельников Г. П. Системная типология языков. М., 2001. Для одного языка может предлагаться несколько независимых доминант, см. Алиева Н. Ф. Типологические аспекты индонезийской грамматики. Аналитизм и синтетизм. Посессивность. М., 1998.
83
Климов Г. А. Очерк общей теории эргативности. М., 1973; Он же. Типология языков активного строя. М., 1977; Кибрик А. Е. Константы и переменные языка. М., 2003.
84
Храковский В. С. Очерки по общему и арабскому синтаксису. М., 1973.
85
Черемисина М. И., Колосова Т. А. Очерки по теории сложного предложения. Новосибирск, 1987.
86
Алиева Н. Ф., Аракин В. Д., Оглоблин А. К., Сирк Ю. Х. Грамматика индонезийского языка. М., 1972.
87
Панфилов В. С. Грамматический строй вьетнамского языка. СПб., 1993; Еловков Д. И. Структура кхмерского языка. СПб., 2006.
88
Шкарбан Л. И. Грамматический строй тагальского языка. М., 1995.
89
Зарбалиев Х. М. Типология числительных и числовых конструкций. Баку, 1997.
90
Холодович А. А. Проблемы грамматической теории / Отв. ред. В. С. Храковский. Л., 1979; Международная конференция, посвященная 50-летию Петербургской типологической школы. Материалы и тезисы докладов / Редкол. С. Ю. Дмитренко и др. СПб., 2011 (и указанные там работы).
91
Типология императивных конструкций / Отв. ред. В. С. Храковский. СПб., 1992. (Есть и другие различия языков в морфологии, синтаксисе и семантике императива.)
92
Типология таксисных конструкций / Отв. ред. В. С. Храковский. М., 2009.
93
Nedjalkov V. P., with assist. E. Š. Geniušene, Z. Guenchéva (eds). Reciprocal constructions. Vol. I–V. Amsterdam etc.: John Benjamins, 2007.
94
Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Указ. соч.; Яхонтов С. Е. Общие тенденции развития синитических языков // Страны и народы Востока. Вып. XI. М., 1971; Зограф Г. А. Морфологический строй новых индоарийских языков. М., 1976; Сравнительно-историческое изучение языков разных семей. Задачи и перспективы / Редкол.: Н. З. Гаджиева и др. М., 1982; Кепинг К. Б. Тангутский язык. Морфология. М., 1985; Янсон Р. А. Вопросы фонологии древнебирманского языка. М., 1990; Гохман В. И. Историческая фонетика тайских языков. М., 1992; Сирк Ю. Х. Австронезийские языки: Введение в сравнительно-историческое изучение / Отв. ред. Ю. А. Ландер. М., 2008; Оглоблин А. К. Очерк диахронической типологии малайско-яванских языков. 2-е изд. М., 2009; Крылов Ю. Ю. Фонология и морфонология монского языка. СПб., 2009 (глава 1 посвящена диахронии).
95
Автор настоящей публикации благодарит А. Ю. Желтова за полезные замечания.
96
Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 44, прим. 4.
97
Семантика и грамматика восточного текста: квантитативные характеристики / Под ред. В. Б. Касевича. СПб., 2011; Введение в востоковедение: Общий курс / Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб., 2011.
98
Подробнее см.: Введение в востоковедение. Общий курс / Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб., 2011.
99
См. об этом: Касевич В. Б. Труды по языкознанию. Т. 1. СПб., 2006.
100
Семантика и грамматика восточного текста: квантитативные характеристики / Под ред. В. Б. Касевича. СПб., 2011.
101
Еловков Д. И. Структура кхмерского языка. СПб., 2006. С. 111–112.
102
Culler J. Literary Theory. A Very Short Introduction. Oxford University Press, 1997; Каллер Дж. Теория литературы: краткое введение. М., 2006.
103
Серебряный С. Д. Роман в индийской культуре Нового времени. М., 2003.
104
Хотя такого термина конечно еще не существовало, он будет создан Ю. Кристевой лишь в 1968 г. Интертекстуальность предлагается понимать как внутренние связи текста, обращенного не вовне (к явлениям жизни), а внутрь культуры (к самому себе и другим текстам).
105
Compagnon A. Le Démon de la Théorie. Littérature et Sens Commun. Editions du Seuil, 1998; Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл. М., 2001.
106
Обширную и содержательную дискуссию по вопросам «антропологического поворота» см. на страницах журнала «Новое литературное обозрение» за 2011– 2012 гг. Особенно № 106, 107, 110, 113.
107
Grabes H. The Aesthetic Dimension: Bliss and/or Scandal // The Anthropologial Turn in Literary Studies. Yearbook of Research in English and American Literature. Vol. 12. Tübingen, 1996; Грабес Х. Эстетическое измерение: Триумф и/или Скандал // Новое литературное обозрение. 2012. № 113. С. 16–26.
108
Там же.
109
Бахманн-Медик Д. Режимы текстуальности в литературоведении и культурологи: вызовы, границы, перспективы. От антропологического поворота к cultural turns // Новое литературное обозрение. 2011. № 107. С. 32–48.
110
Турышева О. Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. пособие. М., 2012.
111
Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: В 3 кн. М., 2001. Кн. 3 (1986–1990).
112
Филюшкин А. И. Василий III. М., 2010.
113
Воскресенский А. Д. Общие закономерности, региональная специфика и концепция незападной демократии // Сравнительная политика. 2011. № 1 (3). С. 44–69.
114
См.: Э. В. Саид и на ином материале Л. Вульф (Said E. W. Orientalism. Western conceptions of the Orient. N. Y. 1995; Саид Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока. СПб., 2006; Wolff L. Inventing Eastern Europe. The Map of Civilization on the Mind of the Enlightenment. Stanford University Press, 1994; Вульф Л. Изобретая Восточную Европу. Карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. М., 2003.
115
Вопрос о том, что же такое востоковедение – комплексная наука или комплекс наук, – по-прежнему остается дискуссионным. См. содержательную полемику Е. И. Зеленева и В. Б. Касевича (Введение в востоковедение. Общий курс / Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб., 2011).
116
Термин «сравнительное литературоведение» (litterature comparée) возник в XIX в. во Франции по аналогии со «сравнительной анатомией» Кювье. Первая кафедра сравнительного литературоведения была открыта в 1896 г. Очевидна связь литературной компаративистики с концепциями позитивизма и дарвинизма.
117
Характерные примеры: В. И. Ленин и литература зарубежного Востока: Сб. ст. М., 1971; Восток в русской литературе XVIII – начала XX века. Знакомство. Переводы. Восприятие. М., 2004.
118
Примером столь же блестящим, сколь и спорным была и остается знаменитая работа Н. И. Конрада (Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1966). Из недавних примеров заслуживает внимания: Постмодернизм в литературах Азии и Африки: Очерки / З. А. Джандосова, Е. А. Завидовская, М. Е. Кухтина (и др.). СПб., 2010.
119
Из отечественной востоковедной классики первыми приходят на память работы Е. Э. Бертельса (Бертельс Е. Э. Избранные труды: Навои и Джами. М., 1965).
120
Теория межлитературных и межкультурных общностей разрабатывалась советскими и словацкими учеными, в том числе и на восточном материале. См.: Проблемы особых межлитературных общностей / Под общ. ред. Д. Дюришина. М., 1993; Брагинский И. С. Проблемы востоковедения. Актуальные вопросы восточного литературоведения. М., 1974.
121
Из сравнительно недавних работ уместно назвать чрезвычайно содержательную работу, где история средневековой литературы Ирана рассматривается с точки зрения эволюции литературного канона (Ардашникова А. Н., Рейснер М. Л. История литературы Ирана в Средние века (IX–XVII вв.): учеб. для студентов вузов, обучающихся по направл. «Востоковедение, африканистика» Москов. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Ин-т стран Азии и Африки. М., 2010). Примечательно, что в данной работе история литературы отходит от господствующих внелитературных моделей.
122
Gibb E. J. W. A History of Ottoman Poetry. Vol. 1–6. London, 1900–1909; Крымский А. Е. История Турции и ее литературы (От возникновения до начала расцвета). М., 1916. Т. 1; Крымский А. Е. История Турции и ее литературы от расцвета до начала упадка. М., 1910; Крымский А. Е. История арабов и арабской литературы, светской и духовной. М., 1911–1913. Ч. 1–3; Крымский А. Е. История Персии, ее литературы и дервишеской теософии. М., 1914–1917. Т. 1–3; Hammer J. Von. Geschichte der osmanischen Dichtkunst bis auf unsere Zeit. Vol. 1–4. Pesth, 1836–1838 и др.
123
Крачковский И. Ю. Избр. соч. М.; Л., 1956. Т. II.
124
Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. М., 1983; Шидфар Б. Я. Образная система арабской классической литературы (VI–XII вв.). М., 1974.
125
Андалусская, арабская, ассамская, афганская, бенгальская, бирманская, вьетнамская, индонезийская, китайская, корейская, маратхская, непальская, пенджабская, персидская, персоязычная литературы Индии, сингальская, тайская, телугу, тунисская, турецкая, филиппинская, хинди, японская, классическая арабская, древнеиндийская литературы.
126
Обзор достижений, действительно немалых и во многом уникальных, российской, советской школы востоковедения в исследовании истории и теории восточных литератур см.: Брагинский В. И. Проблемы типологии средневековых литератур Востока (очерки культурологического изучения литературы). М., 1991; Стеблева И. В. Изучение теории восточных литератур в России: ХХ век. М., 1996.
127
Боронина И. А. Поэтика классического японского стиха. М., 1978; Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987; Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика. М., 1983; Османов М.-Н. О. Стиль персидско-таджикской поэзии IX–X вв. М., 1974; Фролов Д. В. Классический арабский стих. М., 1991.
128
Крачковский И. Ю. Избр. соч. М.; Л., 1956. Т. II.
129
Ватват, Рашид ад-Дин. Сады волшебства в тонкостях поэзии / Пер. с перс., иссл. и комм. Ю. Н. Чалисова. М., 1985; Вахид Табризи. Джам-и мухтасар: Трактат по поэтике / Критич. текст, пер. и прим. А. Е. Бертельс. М., 1959; Кайс ар-Рази, Шамс ад-Дин Мухаммад б. Свод правил персидской поэзии / Пер. с перс., иссл. и комм. Ю. Н. Чалисова. М., 1997.
130
Стеблева И. В. Изучение теории восточных литератур в России: ХХ век. М., 1996.
131
Зеленев Е. И. Постижение Образа мира. СПб., 2012.
132
Конрад Н. И. О некоторых вопросах истории мировой литературы // Запад и Восток. М., 1966. С. 446–465.
133
См., например: Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже Древности и Средних веков. М., 1979; Куделин А. Б. Средневековая арабская поэтика (вторая половина VIII – XI век). М., 1983; Гринцер П. А. Основные категории классической индийской поэтики. М., 1987, и др.
134
Брагинский И. С. О мастерстве Рудаки // Из истории таджикской и персидской литератур. М., 1972. С. 175.
135
См., например: Анандавардхана. Дхваньялока («Свет дхвани») / Пер. с санскр., введ. и коммент. Ю. М. Алихановой. М., 1974; Рашид ад-Дин Ватват. Сады волшебства в тонкостях поэзии / Пер. с перс., исслед. и коммент. Н. Ю. Чалисовой. М., 1985 и др.
136
Мелетинский Е. М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. М., 1983. С. 3.
137
Куделин А. Литературные взаимосвязи Запада и Востока и формирование концепции «мировая литература»: Избранные лекции университета. Выпуск 136. СПб., 201 1.
138
Указ. соч. С. 6.
139
История всемирной литературы: В 9 т. М., 1985–1989.
140
Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.
141
Лирика: генезис и эволюция. М., 2007.
142
Автор настоящего раздела не ставил своей задачей дать полный обзор трудов соответствующего направления, а только намеревался показать основные линии исследований, подводящих к проблематике «истории всемирной литературы».
143
Лихачев Д. С. Развитие русской литературы в X–XVIII веков. Эпохи и стили. Л., 1973.
144
Алексеев В. М. Француз Буало и его китайские современники о поэтическом мастерстве // Алексеев В. М. Китайская литература. М., 1978. С. 273–281.
145
Указ. соч., С. 273.
146
Указ. соч. С. 278.
147
См. об этом подробно: Рейснер М. Л. Мотивы авторского самосознания в персидской газели XI – начала XVIII века // Памятники литературной мысли Востока. М., 2004. С. 256–259.
148
Фильштинский И. М. Арабская литература в Средние века. Арабская литература VIII–IX веков. М., 1978. С. 110.
149
Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.
150
См. об этом: Бочаров В. В. Антропология, социология и востоковедение // Введение в востоковедение: Общий курс / Под ред. Е. И. Зеленева, В. Б. Касевича. СПб., 2011.
151
Там же.
152
Адамопулос Д., Лоннер У. Дж. Культура и психология на распутье: историческая перспектива и теоретический анализ // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003. С. 47 (Ориг.: Culture and Psychology ed. D. Matsumoto. Oxford, Univ. press, 2001).
153
Касевич В. Б. Язык, этнос и самосознание // Язык и речевая деятельность. СПб., 1999. Т. 2.
154
Крысько В. Г. Этническая психология. М., 2002. С. 74.
155
Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. С. 60.
156
Barth F. Ethnic Groups and Boundaries. Boston, 1969.
157
Тишков В. А. Указ. соч. С. 60.
158
АрутюнянЮ. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1999. С. 32–33.
159
Тишков В. А. Указ. соч. С. 101, 104–105.
160
Тишков В. А. Указ. соч. С. 105.
161
Тишков В. А. Указ. соч. С. 116–118.
162
Крысько В. Г. Указ. соч. С. 170.
163
Крысько В. Г. Указ. соч. С. 209–210.
164
Там же. С. 211.
165
Там же. С. 211–214.
166
Там же. С. 215–217.
167
Тишков В. А. Указ. соч. С. 33.
168
Гардинер Г. Культура, контекст и развитие // Психология и культура. СПб., 2003. С. 179.
169
Цит. по:Гардинер Г. Культура, контекст и развитие // Психология и культура. СПб., 2003. С. 178.
170
Мацумото Д. Указ. соч. С. 27.
171
Ким У. Культура, наука и этнокультурная психология: Комплексный анализ // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб., 2003. С. 127.
172
Адамопулос Д., Лоннер У. Дж. Указ. соч. С. 64.
173
Там же. С. 37–72.
174
Hsu F. L. K. Psychological anthropology, Cambridge, 1972.
175
Campbell D. T., Naroll R. The mutual methodological relevance of anthropology and psychology // Psychological anthropology, Cambridge, 1972.
176
См.: Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999.
177
См.: Бочаров В. В. Антропология, социология и востоковедение. СПб., 2011.
178
Бочаров В. В. Интеллигенция и насилие: Антропологический аспект // Антропология насилия. СПб., 2001.
179
Там же. С. 39–87.
180
Там же. С. 82–84.
181
Подробнее о концепции Образа мира в контексте исторического и востоковедного знания см.: Зеленев Е. И. Постижение Образа мира. СПб., 2012.
182
Бродель Ф. Время мира / Пер. с фр. Л. Е. Куббеля; Вступ. ст. и ред. Ю. Н. Афанасьева. М., 1992. С. 8.
183
Рашковский Е. Б. Смыслы в истории: Исследования по истории веры, познания, культуры. М., 2008. С. 10; Рашковский Е. Б. На оси времен: Очерки по философии истории. М., 1999. С. 12–29.
184
Дройзен И. Г. Историка / Пер. с нем. Г. И. Федоровой. СПб., 2004. С. 396–397.
185
Геродот. История / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972. Т. I. C. 1.
186
В начале ХХ в. этот весьма спорный тезис отстаивал крупнейший немецкий историк Эдуард Мейер.
187
Коллингвуд Р. Дж. Указ. соч. С. 53.
188
Там же. С. 98–99.
189
Фукидид. История / Пер. и прим. Г. А. Стратановского; Отв. ред. Я. М. Боровский. Л., 1981. Т. I. С. 22.
190
Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. В. В. Эрлихмана. СПб., 2003.
191
Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи») / Пер. и коммент. Р. В. Вятки-на и В. С. Таскина. М., 1975. Т. 2. С. 878.
192
Шараф-хан, ибн Шамсаддин Бидлиси. Шараф-намэ / Пер., предисл., примеч. Е. И. Васильевой; Отв. ред. Л. Т. Гюзальян. М., 1967. Т. 1.
193
Китайская классическая проза / Пер. акад. В. М. Алексеева; Отв. ред. Л. З. Эйдлин.М., 1958. С. 95–96.
194
Бейхаки Абу-л-Фазл. История Мас’уда. 1030–1041 / Вступ. ст., пер. и примеч. А. К. Арендса. Ташкент, 1962.
195
Полибий. Всеобщая история / Пер. Ф. Г. Мищенко. СПб., 1994. Кн. 1. С. 148–149.
196
Кайрос – греческий бог счастливого мгновения, в переносном смысле – судьбоносный момент удачи, неуловимый миг удачи.
197
Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Пер. А. М. Водена. СПб., 1993. С. 64.
198
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
199
Шпенглер О. Закат Европы / Вступ. ст. и коммент. д. ф. н., проф. Г. В. Драча при участии Т. В. Веселой и В. Е. Котляровой. Ростов н/Д. 1998. С. 193.
200
Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1966.
201
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева, Ю. Новикова. М., 2003. C. 33–48.
202
Там же. С. 514.
203
См.: Чамаева Н. А. Майкл Оукшотт об исследовании политической реальности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12: Политические науки. М., 2009. С. 82–89.
204
Школа «Анналов» (фр. École des Annales), также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) – историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы» (1929–1939), оказала значительное влияние на формирование мировой исторической науки.
205
Капица С. П. Парадоксы роста. Законы развития человечества. М., 2010. С. 63.
206
Немецкий философ и психолог Карл Ясперс (1883–1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры.
207
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
208
Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972.
209
Коллингвуд Р. Дж. Указ. соч. С. 158.
210
Под идентичностью понимается временная стабилизация чувства себя или группы, которая формируется действующим историческим временем и пространством в развивающихся экономике, политике и культуре. (Об этом см.: Сюни Р. Г. Конструируя примордиализм: старые истории для новых наций // Антропология социальных перемен: Сб. ст. М., 2011. С. 55.)
211
Выражаю благодарность проф. Р. В. Светлову, чьи ценные рекомендации и замечания философа об истории позволили придать этому исследованию его нынешнюю форму.
212
Касевич В. Б. Востоковедение как комплексная наука // Введение в востоковедение: Общий курс / Под ред. Е. И. Зеленева и В. Б. Касевича. СПб., 2011. С. 16.
213
Там же. С. 17.
214
«Цивилизация ислама подчинена этому общему правилу: его история и география целиком принадлежат ему и полностью зависят от его особой ментальности, которая сделала их дочерьми всех тех изменений, что произошли в судьбах мира, начиная с VII в.» (Miquel A. L’Histoire et l’espace // Les Arabes. Du message a l’histoire. Sous la direction de Chevallier D. Paris. Fayard. 1995. P. 127).
215
Рене-Жан-Мари-Жозеф Генон (1886–1951), в исламе – Абд ал-Вахид, Йахйа (с 1912) – французский философ, востоковед, религиовед, исследователь традиции и традиционных наук Востока.
216
Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб., 2010. С. 21.
217
«Писать историю в исламе – значит регистрировать всю цепь надежных источников (иснад), чья линия которых не прерывается вплоть до первоисточника, который собственными глазами или ушами мог видеть, слышать, т. е. служить свидетелем тех или иных событий и поступков выдающихся деятелей раннего ислама…» (Miquel A. L’Histoire et l’espace… P. 127–128).
218
Дьяков В. А. Методология истории в прошлом и настоящем. М., 1974. С. 15.
219
Так, получившие к середине XIX в. уже немалую известность в социологических кругах К. Маркс и Ф. Энгельс писали в своей работе «Немецкая идеология»: «Мы знаем только одну-единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 16).
220
Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России // Соч. Т. IX. М., 1977. С. 257.
221
Вали ад-Дин Абу зайд ‘Абд ар-Рахман Ибн Мухаммад Ибн Халдун аль-Хадарми аль-Андалуси аль-Магриби аль-Малики (1332—1406) – автор «Введения в историю» (араб. «Мукаддима…», лат. «Prolegomenes…») – писал в этом сочинении: «…знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию…» (Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М., 1980. С. 5–6).
222
Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М., 1980. С. 37.
223
Там же. С. 42.
224
Иванов Н. А. Рецензия на книгу Мухсина Махди «Философия истории Ибн Хальдуна» (Лондон, 1957) // Труды по истории исламского мира. М., 2008. С. 63.
225
Там же. С. 64.
226
Oumlil A. L’Histoire et son discours. Rabat. SMER. 1982. С. 8–9.
227
Иванов Н. А. «Китаб аль-Ибар» Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в. // Труды по истории исламского мира. М., 2008. С. 65.
228
Бартольд В. В. История изучения Востока в Европе и России // Соч. Т. IX. М., 1977. С. 319.
229
Бартольд В. В. Обзор деятельности факультета восточных языков // Соч. Т. IX. М., 1977. С. 120.
230
Бартольд В. В. История изучения Востока… С. 199.
231
Общее руководство новой кафедрой, а также ведение курсов второго раздела, т. е. «истории среднеазиатских кочевников, преимущественно турецких народов и основанных им государств в западной части Средней Азии» взял на себя профессор В. В. Григорьев (1816–1881). (Бартольд В. В. Обзор деятельности… С. 143).
232
В 1832 г. Казем-бек издал на турецком языке «Ассабе-ус-Сейяр», историю крымских ханов с 1466 до 1787 года, позже – исследование «Об уйгурах» (1841), ряд статей по истории ислама. В 1851 г. опубликовал английский перевод турецкой версии «Дербент-намэ», в 1854 г. – «Кодекс мусульманского законоведения» (на арабском языке). Он первым приступил к изучению движения Шамиля («Муридизм и Шамиль», 1859; «Посещение Шамиля», 1860); ему же принадлежало первое исследование о бабидах Ирана («Баб и бабиды. Религиозно-политические смуты в Персии с 1845 по 1853 гг.», 1865).
233
В начале 1840-х гг. они написали для Энциклопедического словаря Плюшара десятки статей по истории Ближнего Востока. П. С. Савельев в 1842 г. опубликовал труд «Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории», в 1857– 1858 гг. – «Монеты джучидов, джагатаидов и джелаиридов» и т. д.
234
Н. И. Веселовский – автор «Очерка историко-географических сведений о Хивинском ханстве от древнейших времен до настоящего» (1877), книги «Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией (1890–1892) и других работ.
235
А. О. Мухлинский издал рукопись географа аль-Йакуби (IX в.); Д. А. Хвольсон опубликовал основанный на арабских источниках труд о сабеях (1856), а также сведения Ибн Русты (Х в.) о Восточной Европе (1869); В. Ф. Гиргас защитил диссертацию «Права христиан на Востоке по мусульманским законам» (1865) и издал исторический труд Абу Ханифы ад-Динавари (Х в.) «Китаб ал-ахбар ат-тывал» (1887).
236
В 1883 г. вышел капитальный труд В. Р. Розена «Император Василий Болгаробойца», где были изучены арабо-византийские отношения на рубеже Х–ХI вв. В. Р. Розен (совместно с А. А. Куником) издал «Известия аль-Бекри и других авторов о Руси и славянах» (Т. I–II, 1876–1903), исследование об арабском путешественнике Х в. Ахмаде ибн Фадлане (1904) и т. д. В его работах были затронуты многие аспекты арабской истории и историографии. (Крачковский И. Ю. Очерки по истории русской арабистики. М., 1950. С. 139–149. См. также: Памяти академика В. Р. Розена: Статьи и материалы к 40-летию со дня его смерти (1908–1948) / Под ред. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1947.)
237
Марксистское понимание закономерностей исторического процесса, в том числе истории Востока (Ж. Берк, Ш.-А. Жюльен, М. Родинсон и др.), против Школы «Анналов» М. Блока (1886–1944), структурализма К. Леви-Стросса (1908–2009), англо-американской концепции атлантизма и глобализма (Б. Льюис и пр.).
238
Geertz C. Islam Observed. Religious Development in Morocco and Indonesia. Yale, 1968. P. 128.
239
Библиография Ж. Берка насчитывает сотни публикаций. В числе наиболее известных его трудов книги «Арабы вчера и завтра» (“Les Arabes d’hier et demain”, 1960) и «Египет: империализм и революция» (“L’Egypte: imperialisme et revolution”, 1967). Последняя из этих работ посвящена истории и социальной структуре Египта от XVIII в. до падения монархии в 1952 г.
240
В числе главных трудов М. Родинсона: биография Мухаммада (1961, etc.); книги «Ислам и капитализм» (1966), «Израиль и арабский отказ» (1968), «Марксизм и мусульманский мир» (1972), «Арабы» (2002), сборник статей «Ислам, политика и вера» (1993), упомянутый выше сборник интервью с Жераром Д. Хури «Между исламом и Западом» (1998) и др.
241
См.: Эванс-Притчард Э.: The Sanusi of Cyrenaica. London: Oxford University Press. 1949; Theories of Primitive Religion. Oxford University Press. 1965, etc.
242
Landau R. Moroccan Drama. San-Francisco, 1956; Mohammad V. Rabat, 1957; Hassan II King of Morocco. London, 1962; Barbour N. A Survey of North Africa. London–N. Y., 1962; North-West Africa. Independence and Nationalism. London, 1973, etc.
243
Gellner E. Saints of the Atlas. London, 1969.
244
Ashford D. Political Change in Morocco. Princeton, 1961; Idem. The Commander of the Faithful: The Moroccan Political Elite. N. Y., 1970, etc.
245
Burke E. Pan Islam and German War Strategy. Moroccan Resistance. Francia. Band 3 (1975). London, 1973.
246
Среди главных трудов ученого: Geertz C. Islam Observed, Religious Development in Morocco and Indonesia, 1968; The Interpretation of Cultures, 1973, 2000.
247
Дьяков Н. Н. Марокко в зарубежной историографии и социологии… С. 105.
248
Theory, Politics and the Arab World. Critical Responses. N. Y., 1990; Sharabi H. The Scholarly Point of View: Politics, Perspective, Paradigm // Theory, Politics… P. 1–51.
249
Farsun S. K., Hajjar L. The Contemporary Sociology of the Middle East: an Assessment // Theory, Politics and the Arab World. Critical Responses. P. 160–197.
250
Abu-Lughod L. Anthropology’s Orient. The Boundaries of Theory on the Arab World // Theory, Politics… P. 81–131.
251
«В отличие от американцев французы и англичане – в меньшей степени немцы, русские, испанцы, португальцы, итальянцы и швейцарцы – имеют давнюю традицию того, что я буду называть в дальнейшем ориентализмом, определенным способом общения с Востоком, основанном на особом месте Востока в опыте Западной Европы. Восток – не просто сосед Европы, но еще и место расположения ее самых больших, самых богатых и самых старых колоний, это исток европейских языков и цивилизаций, ее культурный соперник, а также один из наиболее глубоких и неотступных образов Другого…» (Там же. С. 8).
252
Саид Э. Ориентализм… СПб., 2006. С. 9.
253
Именно так назвал Э. Саида турецкий писатель и публицист Мустафа Армаган (Армаган М. Возможна ли критика ориентализма без Эдварда Саида? // DA Diyalog Avrasya. Международный культурно-интеллектуальный журнал. Москва; Стамбул. 2006. Лето. № 21. С. 52).
254
Саид Э. Ориентализм… С. 18–19.
255
Все другие религиозные системы основывали свои верования и ритуалы на мифологии, почти неподвластной человеческому времени, писал М. Блок. У христиан же «священными книгами являются книги исторические, а их литургии отмечают – наряду с эпизодами земной жизни бога – события из жизни церкви и святых…» (Блок М. Апология истории. М., 1973. С. 7).
256
Иванов Н. А. Восток: новые подходы к изучению истории // Труды по истории… М., 2008. С. 363.
257
Модернизация как главная характеристика Нового времени, по сути, сводилась на Ближнем Востоке в эпоху Танзимата к «заимствованию на Западе правовых и административных институтов» (Inalcik H. Turkey and Europe in History. Istanbul, 2006. P. 84).
258
Иванов Н. А. Восток: новые подходы к изучению истории // Труды по истории… М., 2008. Там же. С. 370.
259
Ланда Р. Г. История арабских стран. М., 2005. С. 10.
260
Bairoch P., Kozul-Wright Richard. Globalization myths: some historical reflections on integration, industrialization and growth in the world economy // UNCTAD Discussion Papers. No. 113, March 1996. P. 15–16.
261
Хорошо известно, что географические карты подкрепляют создаваемые зрительные образы авторитетом науки. Такой способ свертывания и соединения разнородной информации обладает огромной эффективностью в плане не просто формирования общественного сознания, но и манипуляции им. (См. об этом подробнее: Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000. С. 95–96.)
262
Однако европеизация общественного устройства, в ряде стран приобретшая достаточно радикальный характер (отказ от конфуцианства как от официальной идеологии в Китае, ограничение роли ислама в общественной жизни в Турции и т. д.), происходила одновременно с ростом национального самосознания и понимания собственной культурной идентичности.
263
Нуреев Р. М. Азиатский способ производства как экономическая система // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. М., 1993.
264
Васильев Л. С. История Востока. М., 2001. Т. 2. С. 233–235.
265
Kim Kyong-Dong. Confucianism, economic growth and democracy // Asian Perspective, Vol. 21, No. 2. Fall 1997. P. 87–89.
266
Васильев Л. С. Указ. соч. С. 72.
267
В английском переводе работа увидела свет в 1930 г. под названием «The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism». London & Boston.
268
Myrdal G. Asian Drama: An Inquiry into the Poverty of Nations. New York, 1968.
269
Наибольшую известность получили такие работы С. И. Тюльпанова, как «Колониальная система империализма и ее распад» (1958), «Экономические и политические проблемы новых суверенных государств» (1964), «Очерки политической экономии: развивающиеся страны» (1969).
270
Зарубина Н. Н. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. № 3. С. 47.