Размер шрифта
-
+

Концепции современного востоковедения - стр. 104

В складывающейся ситуации для представителей самых разных школ экономической мысли феномен развития становится предметом самостоятельного исследования. В послевоенные годы проблема отсталости представлялась как технико-экономическая. Считалось, что достаточно добавить в традиционные модели дополнительные переменные, чтобы вывести страны периферии мирового хозяйства на магистральный путь развития. В качестве исходной предпосылки анализа предполагалось, что проблемы развивающихся стран аналогичны проблемам, которые в прошлом решали развитые страны.

Большое влияние на становление современных западных концепций модернизации «третьего мира» оказала теория перехода к «самоподдерживающемуся росту», которую выдвинул американский ученый У. Ростоу. В соответствии с его теорией решающим условием выхода отстающих стран на западную траекторию развития является наращивание инвестиций. Приверженцы кейнсианской теории «большого толчка» (Р. Нурксе, А. Хиршман) также исходили из того, что для модернизации отставших стран необходимо крупное вливание капитала, в результате которого начинается самоподдерживающийся рост. При недостатке собственных сбережений слаборазвитые страны могут сделать ставку на импорт капитала. Сторонники теории развития дуалистической экономики (У. Льюис, С. Окава, Дж. Фей и др.) видели свою задачу в том, чтобы показать, что для модернизации экономики необходим процесс перераспределения ресурсов из аграрного сектора в промышленный. В целом послевоенные теории модернизации идеализировали роль рыночного механизма и недооценивали сложность перерастания традиционной экономики в современную. Процесс оказался более трудным и болезненным, чем предполагалось изначально. Выяснилось, что одних экономических мер недостаточно.

Большое воздействие на теории развития третьего мира в послевоенный период оказали идеи М. Вебера, прежде всего его работа «Протестантская этика и дух капитализма»267, опубликованная в начале XX в. В этом труде М. Вебер связывает генезис рыночного хозяйства со спецификой европейской цивилизации, с уникальностью протестантской ментальности и ставит вопрос о традиционализме жизни на Востоке, о невозможности там быстрой капиталистической модернизации. В статье «Хозяйственная этика мировых религий» М. Вебер рассматривает вопрос о взаимосвязи религиозных воззрений и хозяйственного развития. В частности, он писал, что хозяйственная этика определялась условиями времени, места и социальной группы, где складывались устои, формировались постулаты той или иной религии.

Страница 104