Размер шрифта
-
+

Когда горит твой дом… Публицистика - стр. 31

Автор данной статьи в свое время в качестве археолога занимался раскопками на территории бывшего каганата, под руководством признанных в мире специалистов по Хазарии (С. А. Плетнева, Ю. Флерова). Уже находясь в Израиле, я неоднократно писал в СМИ статьи, посвященные «хазарской проблеме», опираясь на обширную научную литературу. Очевидно, Занд с этой литературой не знаком, а то бы он знал, что процент еврейского населения в Хазарии был невелик, что евреи на территории каганата жили в основном в Крыму, где и остались после гибели государства, в виде этносов караимов и крымчаков. После разгрома Хазарии русским князем Святославом (965–966 г.) поволжские хазары приняли ислам, хазары Приазовья и низовьев Дона подчинились Киевской Руси и перешли в христианство, а небольшая община хазар-иудеев была переселена в Киев, где полностью погибла при татаро-монгольском нашествии. Те же иудео-хазары (1–2 % от популяции), что ушли вместе с мадьярами в IX веке за Дунай в результате междоусобной войны в Каганате, ассимилировались в среде венгерского этноса. А посему стать основой евреев-ашкеназим Европы они никак не могли.

Евреи-ашкеназим отделились от остальной средиземноморской диаспоры в XII–XIII веках в результате начавшихся Крестовых походов европейских рыцарей на Восток, сопровождавшихся дикими еврейскими погромами, особенно во Франции. Большинство французских общин погибло, остатки евреев бежали в северную и центральную Германию и далее в Польшу, где и сформировалась ашкеназская еврейская культура, а также и язык идиш на основе северогерманских диалектов и иврита. Язык же потомков иудео-хазар, крымчаков и караимов, основан на половецко-огузских диалектах тюркских языков, то есть не имеет никакого отношения к языку идиш и культуре ашкеназийских евреев вост. Европы.

И последнее.

Судя по его образованию, Ш. Занд плохо представляет себе, что такое этническая антропология и каковы современные генетические исследования ДНК различных человеческих популяций. Но он по-дилетантски издевается над подобными исследованиями: «…Новое извращение национальной мечты – доказательство, что еврейская ДНК содержит ясные признаки имеющего общее происхождение единого этноса, вышедшего из Эрец Исраэль и распространившегося по всему свету».

Исследования генетического кода различных этнических групп евреев привели генетиков из американского Медицинского Центра (Нью-Йорк) в сотрудничестве с антропологами Тель-Авивского унта к выводу, что разбросанные по миру еврейские популяции (от персидских и йеменских до евреев Европы и Нового Света), т. е. изолированные географически, генетически связаны общим происхождением с ближневосточными предками, выделившимися из общесемитского этнического массива более 1000 лет до н. э. В результате анализа геномов разных еврейских популяций выяснилось, что наиболее генетически близкими к ближневосточным предкам оказались иранские, иракские и йеменские евреи (мизрахим). Европейские популяции (сефарды и ашкеназы) за 2000 лет, с момента миграции с Ближнего Востока в Южную Европу и далее на север, приобрели генетическое сходство с нееврейскими популяциями Южной, Центральной и Восточной Европы. Особенно большой процент нееврейских генов обнаружен у евреев-ашкеназим (20–30 %), но это произошло не по причине «хазарского происхождения» ашкеназов, а из-за так называемого дрейфа генов, т. е. внебрачных половых контактов еврейских женщин с представителями чужих этносов (массовые изнасилования евреек во время Крестовых походов и «чумных» погромов XIII–XIV в.в., Крестьянской войны в Германии XVI века, Тридцатилетней войны XVII века, Хмельнитчины и Гайдаматчины в Польше и на Украине, еврейских погромов XIX в. в Российской империи).

Страница 31