Когда горит твой дом… Публицистика - стр. 28
Поэтому попытка Занда доказать, что древние евреи как этнос исчезли после римского разгрома восстания Бар Кохбы, так как ассимилировались среди других народов, а костяк «новых евреев» составило множество так называемых прозелитов, т. е. перешедших в иудаизм представителей народов Римской империи (греков, сирийцев, италиков, берберов Северной Африки), несостоятельна («Кто и как изобрел еврейский народ»).
Занд путается и противоречит сам себе, даже в своей идее «прозелитизма». Ведь прозелиты должны были у кого-то учиться, перенимая сложные законы и запреты иудейской религии, а носителями иудейской религии могли быть только евреи, а никак не вчерашние язычники.
Утверждение Занда, что палестинские арабы живут на территории государства Израиль 2000 лет, поскольку являются потомками древних иудеев, – сплошная ложь. Здесь Занд снова обнаруживает полное незнание истории. Арабы впервые появились на этой территории не 2000 лет назад, а лишь в VII в., отвоевав Палестину у Византии. Они посадили там своих наместников, оставили военные гарнизоны, обложили местное (в основном еврейское) население налогами и покатились дальше на захват Северной Африки. Евреи в основной своей массе ислам не приняли, продолжая жить по предписаниям Талмуда. Бедуины-кочевники время от времени кочевали со своими козами и верблюдами по территории Палестины, нигде надолго не оседая. Затем страну поочередно захватывали европейские крестоносцы, потом мамлюки и турки. Все они бессовестно грабили местное население (остатки смешанного этноса византийской эпохи), преследовали уцелевшее после арабского завоевания еврейское население, вырубали леса и в итоге превратили цветущие, плодородные в древности земли в пустыни и болота. К середине XIX века (по описанию путешественников) Палестина была почти безлюдной страной, в которой встречались редкие кочевья бедуинов и редкие арабские деревушки, где ютились в мазанках по две-три арабские семьи.
Еврейское население жило в Галилее, где в Цфате была школа каббалистов, а также в Тверии и в Иерусалиме, где проживало тогда свыше 80 % евреев, в основном религиозных ортодоксов. Остальное население было представлено христианами разных конфессий. Арабов в Иерусалиме тогда не было вообще. Население Яффо тоже было в основном еврейским.
Но со второй половины XIX века начинается расцвет Палестины с приходом первой алии евреев из Восточной Европы (движение «халуцим»). Возникают новые города и поселения, наблюдается резкий подъем сельского хозяйства, строятся фабрики, осушаются болота, прокладываются дороги. И вот тогда из соседних регионов Ближнего Востока, хлынул в турецкую Палестину поток арабов из Египта, Ирака, Сирии и Ливана, усилившийся к началу XX века, по мере того как евреи поднимали и развивали экономику этой отсталой провинции Османской империи.