Размер шрифта
-
+

Китайское искусство чаепития - стр. 8

Он не любил развлечений, поскольку это требовало больших затрат. Когда Шицзу узнал, что ему осталось жить совсем недолго, он написал завещание, в котором распорядился не хоронить его с пышностью, чтобы не причинять простым людям больших неудобств. Повелел для прощальной церемонии приготовить всего лишь семь тарелок с рисом, фруктами и чаем, вместо традиционных «трех жертвенных даров». Кроме этого, он потребовал, чтобы впредь все – представители высшего сословия и простолюдины – следовали этому правилу. Конечно, трудно сказать, выполнялось ли это требование императорами и чиновниками следующих поколений; но, тем не менее, последняя воля императора стала прекрасным примером того, как следует обуздывать свое стремление к роскоши и расточительству.

Древние ученые-метафизики и чайные церемонии

Поздний период Восточной династии Цинь был периодом раздробленности Китая, именно тогда образовались Южная и Северная династии. Север страны переживал период хаоса, вызванный бесконечными войнами, а юг в это время процветал и развивался, войны были там большой редкостью. Поэтому ученые там часто собирались и рассуждали о литературе, философии и насущных проблемах. Их называли собеседниками. На раннем этапе существования таких культурных салонов собеседники, как правило, пили спиртные напитки, беседуя на различные темы, расположившись где-нибудь у чистого источника или у подножия зеленого холма. Среди них были и знаменитые «семь достойнейших в бамбуковом лесу». Один собеседник по имени Лю Лин дал свое имя напитку, который особенно любил. Этот знаменитый напиток Лю Лина и сегодня хорошо известен в Китае.

Однако позже собеседники стали вместо спиртных напитков пить чай и сделали это по двум причинам: во-первых, спиртное могло ударить людям в голову и тем самым повлиять на ход беседы; во-вторых, бедные ученые не имели средств на спиртное, которое стоило довольно дорого, и вынуждены были пьянеть от мяса. Именно поэтому в более поздний период большинство собеседников стали пить чай. Например, известный собеседник Ван Мэн очень любил чай. Когда ученые вели в его доме свободные дискуссии, их всегда угощали чаем. Те немногочисленные люди, которые не любили чай, шутливо называли беседы в доме Ван Мэна «водной катастрофой».

Если «воспитание неподкупности при помощи чая», пропагандируемое Лу На, Хуань Вэнем и другими, символизировало дух чая, то обычай собеседников пить чай, чтобы оставаться трезвыми и активизировать мышление, отражал и непосредственное воздействие чая на духовную жизнь людей.

Страница 8