Размер шрифта
-
+

Китайское искусство чаепития - стр. 10

Почему же китайцы соединяли в своем представлении чай с бессмертием? Потому что, согласно теории даосизма о поддержании здоровья, жизненная сила человека находится в сосудах, очищению которых способствует чай. К тому же чай, который не опьянял и не возбуждал людей, тем не менее был необходимой составной частью отправления даосских и буддийских обрядов, поскольку в обоих случаях речь шла о продолжительных медитациях. Таким образом, чаепитие теснейшим образом связано с древней восточной философией, правилами здорового образа жизни и достижением наивысшего просветления в духовной жизни.

Выводы

Из всего вышесказанного мы видим, что прошло более трех тысяч лет с момента, когда люди открыли чай и впервые стали употреблять его, сначала как лекарство, а потом как напиток.

Начиная с эпохи Хань чай стали целенаправленно разводить и употреблять как напиток. Благодаря особым свойствам и влиянию на человеческий организм, его сначала оценили ученые и мыслители. Писатели, метафизики, государственные деятели и служители культа полюбили чай. Его тонкий аромат и чистота привлекали людей.

Однако в то время духовное и культурное влияние чая еще не было зафиксировано. Способы чаепития тогда еще не стали искусством; в равной степени они не стали философией, которая возвышала бы мысли и чувства человека. Культура чаепития стала формироваться со времен династии Хань, когда о чаепитии было впервые упомянуто в хрониках, и продолжила свое развитие в эпоху Южной и Северной династий, когда чай широко употреблялся учеными и бессмертными. Но только в эпоху династии Тан появилась китайская культура чаепития, которое включало в себя искусство выращивания чая, чайную церемонию и своеобразную «философию» чаепития.

Глава 2

Распространение и расцвет китайского искусства чаепития

Китайская чайная культура в эпоху Тан

Любовь к чаю жителей Китая эпохи династии Тан

Китайское искусство чаепития начало формироваться под властью династии Тан (618–907), то есть в эпоху расцвета феодализма. Экономическое, социальное и культурное процветание страны, а также оживленные связи с зарубежными странами в это время создали почву для распространения чайной церемонии.

В этот период времени чай выращивали в сорока двух префектурах страны, и традиции чаепития проникли в повседневную жизнь представителей всех слоев общества. Императоры Поздней Тан, которые особенно любили чай, повелели, чтобы все регионы, где произрастал чай, присылали во дворец листья самых ранних (и лучших) сортов чая, и 5 апреля во дворце проходил банкет, посвященный празднику Цинмин, во время которого поминали усопших. Этот праздник также имел другое название – праздник растений. Некоторые чиновники даже получали повышение по службе после того, как приносили в дар императору чай. В одной из сатирических поэм говорилось: «Отец получает продвижение по службе благодаря чаю, который также делает богаче его сыновей; поэтому почему бы образованным людям не идти той же короткой дорогой вместо того, чтобы долгие годы изучать «Весны и осени» и «Путь всадника от Желтой реки»?» Чтобы завоевать любовь императора, наложницы ломали голову над тем, как усовершенствовать способы приготовления чая, и скоро это переросло у них в игру, получившую название «Чайное соревнование». В эпоху Тан образованные люди, желавшие занять чиновничьи должности, проходили жесткий отбор. Они сдавали экзамены, и показавшие высшие результаты получали должность в столице при дворе императора. На время экзамена, который проходил под наблюдением придворных чиновников, кандидатов запирали в изолированных комнатах, чтобы не допустить всякого рода мошенничества. С собой они могли взять только запас твердой пищи. Исключение делалось только для чая, который приносили в комнаты экзаменующихся, чтобы они могли освежиться и подкрепить свои силы. Беря пример с императора, принцы и министры также гордились своим пристрастием к чаю. Ли Дэюй, великий советник, даже использовал чистейшую весеннюю воду из источников, находящихся на расстоянии тысяч ли

Страница 10