Размер шрифта
-
+

Катехизис. Конспект лекций - стр. 24

 – сушу и растения;

в 4-й день – солнце, луну, звезды;

в 5-й день – рыб и птиц;

в 6-й день – животных и человека.

В 7-й день Бог почил от всех дел Своих. Этот день назван «субботой», что в переводе с еврейского означает «покой» (Быт. 2:2).

Вопрос о продолжительности дней творения не догматизирован. Отметим только, что слово «день» (евр. «йом») может означать в Библии как астрономические сутки (24 часа), так и неопределенный промежуток времени. Например, святой апостол Павел называет «днем» весь отрезок времени после искупительного подвига Спасителя. «Вот, теперь время благоприятное, – пишет он, – вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6:2).


2.8.3. Сотворение человека

О сотворении человека и его жизни в раю повествуют 1-ая и 2-ая главы Книги Бытия. Из этих мест Священного Писания мы узнаём, что:

1. Перед сотворением человека состоялся Таинственный Совет между Лицами Пресвятой Троицы. На это указывают слова из Библии: «И сказал Бог: сотворим человека» (Быт. 1:26), где слово «сотворим» стоит во множественном числе. Обращено это «сотворим» «к участвующему в мироздании, к Содейственнику», рассуждает святитель Василий Великий. «Советник и Содейственник Сей – не Ангел или Архангел, ибо ангельское дело – не совет давать, но предстоять и служение исполнять. Кто же это, кому Господь сказал «сотворим»? Кто иной, как не «Великого Совета Ангел» (Ис. 9:6), Единородный Сын Божий, Слово Ипостасное и Животворящий Дух».

2. Человек сотворён особенным действием всемогущества Божия. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Святитель Григорий Богослов так поясняет эти слова Библии: «Бог, из сотворённого уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь, что в Слове Божием известно под именем души, творит как бы некоторый второй мир, в малом великий».

3. Человек был сотворен по образу и по подобию Божию. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему» (Быт. 1:26). Святой апостол Павел пишет, что образ Божий в человеке состоит «в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Преподобный Иоанн Дамаскин проводит такое различие между понятиями «образа Божия» и «подобия Божия»: «Словом «по образу» означается сила ума и свободы, «по подобию» – уподобление Богу в добродетели, насколько это возможно». Можно сказать, что образ Божий был положен в самой природе человека, независимо от него самого, а уподобиться Богу человек должен при помощи данных ему Творцом сил и способностей.

4. Человек был сотворен совершенным

Страница 24